Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

После пандемии Казахстан уже не будет прежним — экономист

3322
Фото: ca-portal.ru

Эра нефти завершается

Экономика Казахстана снова находится на перепутье. В 1992 году новая независимая страна смело взялась раскыть свой огромный ресурсный потенциал для иностранных инвесторов. Позже последовала крупномасштабная приватизация с появлением крупных игроков в металлургическом и других секторах. Затем пришло время позиционировать страну в мировом процессе глобализации, который осуществлялся посредством многополярной или многовекторной внешней политики Казахстана, стратегии, которая хорошо сработала для страны.

Казахстан присоединился к Таможенному союзу (впоследствии Евразийский экономический союз) и Всемирной торговой организации (ВТО) параллельно. Страна установила прочные связи с Китаем через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). А в 2015 году мы подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом и его государствами-членами, которое вступило в силу в 2020 году.

2019 войдет в историю как год, когда первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ушел в отставку, а Касым-Жомарт Токаев был избран его преемником. За этим последовал глобальный пандемический кризис. Ну а следом — осознание всем миром, что этот кризис стал сигналом к началу конца нефтяной эры.

Все поменялось

Таким образом, будущее Казахстана после кризиса COVID-19 не будет возвращением к парадигме, существовавшей до пандемии коронавируса. Таиланд может приветливо принимать миллионы туристов, а Германия и Швейцария будут продавать еще больше промышленных товаров, но

основной экспортный товар Казахстана — нефть — потерял свой блеск,

превратившись из «стратегической необходимости» в более традиционный продукт формата «равный среди равных».

Такое изменение судьбы имеет два основных последствия. Удивительно, но, во-первых, активность в нефтяном секторе должна возрасти, а не наоборот. Рынок ожидает, что спрос на нефть достигнет пика в 2030-2035 годах, а затем начнет снижаться примерно до 40-50% от пикового уровня до 2050 года, прежде чем достигнет плато. Это означает, что

необходимо дать все стимулы для инвесторов в нефтяную промышленность сейчас

Правительство Казахстана это понимает. Власти уже делают разумные уступки инвесторам на крупных переговорах, чтобы обеспечить долгосрочные перспективы проекта. Споры внутри СП и СРП по большей части разрешаются мирным путем, и получить права на различные месторождения становится все легче.

Еще одна проблема, связанная с изменением судьбы нефти, не является краткосрочной. Прямо и косвенно (если сложить все поступления от налогообложения нефти, связанных с ними нефтяных услуг и переводов сбережений из Национального фонда на поддержку бюджета) доходы, полученные от нефтяной отрасли, составляют примерно 60% от общих государственных расходов. Если сокращение будет вызвано как падением объемов экспорта, так и цены за баррель, правительству будет сложно возместить упущенные доходы. Это означает либо затягивание поясов, либо краткосрочные решения — такие, как заем.

Шанс для «зеленой энергетики»

К сожалению, предыдущие попытки диверсифицировать структуру экономики и освоить новые рынки в целом потерпели неудачу, и в экономике Казахстана по-прежнему доминируют нефть, металлы, транзитная инфраструктура, зерно и другие товары.

Положительным в этой ситуации является то, что экономика страны не сильно пострадала от карантина по COVID-19

(ожидаемое снижение ВВП на 2020 год составляет менее 3%).

Одно из немногих «ярких пятен» развития — сектор возобновляемых источников энергии. Казахстан принял стратегию «зеленой экономики» до 2050 года и близок к достижению своего первого ориентира в 3% от общего потребления электроэнергии в этом году. В прошлом году 2,4 млрд кВтч электроэнергии было произведено из возобновляемых источников на станциях общей мощностью 1 Гвт. В этом году ожидается, что производство достигнет 3 млрд кВтч, а установленная мощность — 1,6 Гвт.

Эти впечатляющие цифры показывают, что разумная государственная политика может принести значительные результаты

Благодаря тщательному планированию и модернизации правительство создало эффективную основу для инвестиций на общую сумму около 2,5 млрд долларов. Этот результат был достигнут почти с нулевыми затратами для государственного бюджета.

Субсидируемая цена, по которой RFC покупает энергию ветра, составляет около 20-22 тенге (сегодня это 4,5 — 5 центов США). Этот тариф находится в нижней части средних мировых оптовых цен на электроэнергию. Оптовый тариф Казахстана на электроэнергию ограничен государственным постановлением до 8,5 тенге, или 2 центов США.

Фактически это делает Казахстан третьей самой дешевой страной в мире

С другой стороны, жизнь предъявляет серьезные требования ко всем государственным игрокам. Время простых решений и быстрых выигрышей прошло. В этом году количество проданных на аукционе контрактов на электрическую мощность было значительно меньше, чем в предыдущие годы. Все дело в ограничениях, с которыми столкнулась национальная сеть. В часы с низким спросом солнечные станции производят мощность 700 МВт, таким образом начиная конкурировать с традиционными энергетическими станциями.

Факторы внешние и внутренние

Чтобы подготовиться к будущему, KEGOC необходимо учитывать, что Китай, еще один близкий сосед, имеет свои трудности в отношениях с США. Естественно, это создает как проблемы, так и возможности для создания интеллектуальной сети, паритета тарифов и других инновационных технологий.

Это требует не только разработки планов, но и определения источников финансирования для инвестирования в это будущее. Ключевым условием для инвестиций является их окупаемость, но это невозможно без введения устойчивых тарифов на электроэнергию.

А ведь даже постепенное повышение цен на энергию может вызвать серьезные нарушения всего экономического цикла

Не секрет, что добыча и другие отрасли в стране не очень энергоэффективны. Чрезвычайно низкие цены на электроэнергию являются одним из основных факторов его общей глобальной конкурентоспособности. Корректировка цен, если она будет произведена радикальным образом, явно может нанести ущерб всем сторонам. Промышленные потребители электроэнергии должны быть проинформированы о намерениях государственной политики, получив время для корректировки и инвестирования в необходимые преобразования своей коммерческой деятельности.

Перевернуть страницу

В своем недавнем обращении к мажилису президент Токаев заявил о срочной необходимости радикальных экономических реформ. Для анализа стратегических вопросов и разработки необходимых реформ было создано специальное агентство. И у этого нового агентства уже есть обширный список насущных проблем. Россия, близкий союзник Казахстана, входит в еще более глубокую конфронтацию с Западом, что влечет за собой регулярное введение новых санкций или угроз.

Внутренней ключевой задачей является создание рабочих мест. Желательно это должна быть качественная и хорошо оплачиваемая работа.

Казахстану предстоит решить потенциально неплохую проблему — бэби-бум 2000 года и последующих лет

В 90-х годах прошлого века рождаемость была низкой, но когда все стало быстро меняться к лучшему, резко выросла.

В результате 275 тыс. детей, родившихся в 2004 году, в этом году исполнится 16 лет. В 2025 году их будет 360 тыс., а начиная с 2030 года получать свой первый паспорт каждый год будут 400 тыс. молодых людей. Такое увеличение числа новорожденных вместе со снижением уровня смертности означает чистое увеличение населения Казахстана на один миллион человек каждые четыре года. Или, условно говоря, добавление одного нового города размером с Нур-Султан.

Кризисы приходят и уходят, а проблемы остаются. В настоящее время существует оптимистичный взгляд на будущее. Он основан на прошлых достижениях. Но существует серьезная необходимость перевернуть страницу и заглянуть в светлое будущее, которое Казахстан может построить, если разумно использует накопленные ресурсы. Альтернатива — тратить сбережения на сомнительную цель — вернуться к статус-кво, что является не лучшей стратегией на будущее.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter