В июне 2020 года депутаты мажилиса предложили поправки в статью о мерах противодействия коррупции в сфере предпринимательства. В частности, предлагается создать антикоррупционные комплаенс-службы «в субъектах квазигосударственного сектора».
Подобные службы уже работают в некоторых крупных компаниях Казахстана. И их опыт сегодня может помочь
ввести поправки в закон «О противодействии коррупции» во всех компаниях квазигосударственного сектора
Эксперты считают это важным шагом на пути распространения такой практики на весь частный сектор.
Напомним: закон «О противодействии коррупции» существует с 2015 года, но до сих пор с понятием «коррупция» связывали только госслужбы.
В июне 2020 года мажилис предложил внести поправки в статью о мерах противодействия коррупции в сфере предпринимательства.
Один из инициаторов поправок — Данияр Сабирбаев, глава Департамента добропорядочности Агентства по противодействию коррупции.
— В сенате и мажилисе уже прошло первое чтение поправок. Ждем второго чтения. Думаю, что они скоро вступят в силу.
— В поправках упоминается только квазигоссектор. Почему в проект не внесли субъекты крупного и среднего бизнеса, добывающие компании? Ведь и они работают с госзаказами.
— Да, в законе о противодействии коррупции планируется расширить список субъектов:
Если успеем, внесем эти субъекты в законопроект. Необходимо пройти некоторые процедуры.
Расширение субъектов коррупционного правонарушения — это достаточно серьезный шаг, который требует проработки
Сейчас эта концепция разработана межведомственной рабочей группой, предварительно мы ее согласовали, и есть желание дополнить список.
— Как скоро этот закон может вступить в силу?
— Это зависит от того, на каком чтении и какие поправки будут вноситься, какие рекомендации поступят от депутатов. Каждую поправку необходимо дополнительно проработать. Это не казахстанское ноу-хау, это общемировая практика. Процесс проходит в рамках рекомендаций ОЭСР и международной практики.
Руководитель службы «Комплаенс» АО «Самрук-Энерго» Даурен Акшалов говорит, что комплаенс функция в финансовом секторе существует давно.
— Стартом для ее развития в мире дали коррупционные скандалы. В частности, в США. В результате были приняты два закона:
Они экстерриториальны, то есть действуют на территории любой страны. В том числе в Казахстане
Оба регламентируют жесткие правила контроля бухгалтерской и финансовой документации. А также правила взаимоотношений с государственными чиновниками.
Субъектами FCPA и UKBA может быть любая компания, имеющая связь с США или Великобританией
То есть дочерние компании, которые прошли регистрацию, листинг и имеют совместные проекты с общим банковским счетом.
Например, в Казахстане такие крупные компании, как «Казатомпром» и Kaz Minerals листигнуются на Лондонской фондовой бирже. А это значит, подпадают под действие UKBA. Работники таких компаний подпадают под понятие «foreign official». И соответственно, должны исполнять требования UKBA в части:
Еще один важный момент комплаенс-программы — проверка благонадежности третьих лиц: партнеров и контрагентов компании. В целях исключения коррупционных рисков и рисков потери деловой репутации должна быть проведена проверка благонадежности: