О том, что современные революции являются результатом деятельности внешних сил, говорил еще Эдвард Бернайз, которого называют отцом PR.
В начале 21 века в таких странах постсоветского пространства, как Грузия, Украина, Кыргызстан произошли события, получившие название «цветные революции». По сей день население «революционных» стран испытывают на себе последствия этих переворотов.
Череда «цветных» революций, их одинаковый алгоритм реализации, примененные технологии протеста, стратегии и тактики заставили общество, экспертное сообщество задуматься над тем, что
эти события создавались искусственно, планировались и руководились извне
Анализ и последующие события расставили все по своим местам, показали главного дирижера и тех, кто заказывал «революционную» музыку, писал ее и тех, кто «танцевал» под нее.
Крестным отцом цветных революций считается знаменитый американский политтехнолог Джим Шарп. В 1993 году свет увидела его книга «От диктатуры к демократии», которая позже будет переведена более чем на 30 языков мира и станет настольной книгой революционеров и «площадных демократов».
В своей книге Шарп подробно описывает то, каким образом можно сменить действующий политический строй и дает 198 рекомендаций для достижения нужного результата. Среди них такие, как «мирное блокирование действий противника собственным телом», «самосожжение», «всеобщая забастовка» и даже «раздевание в знак протеста»:
Говорить о росте экономики Казахстана в условиях пандемии сложно – эксперт
«…можно ответить общими, хотя и ограниченными, забастовками, медленной работой и отказом работать, причем откажутся, а то и просто исчезнут незаменимые эксперты. Селективно использовать различные виды забастовок нужно тогда, когда производство, перевозки, поставки сырья и распределение продукции должны быть особенно интенсивными» (Д.Шарп. От диктатуры к демократии).
Цветные революции – государственные перевороты, носящие декларированный ненасильственный характер и осуществляемые при помощи других стран, действующих в собственных интересах. Основные силы борьбы должны действовать изнутри самой страны.
«Можно по мере сил мобилизовать мировое общественное мнение, осуждая диктатуру на гуманитарных, нравственных и религиозных основаниях. Но это лишь скромное дополнение. Можно позаботиться о том, чтобы правительственные и международные организации применили дипломатические, политические и экономические санкции против диктатуры» — такие рекомендации дает в своей книге Д.Шарп.
В том, что подобные революции являются результатом деятельности внешних сил, говорил еще Эдвард Бернайз, его еще называют отцом PR. Именно Бернайз является человеком, который водрузил сигарету на знамя освобождения женщин от мужского угнетения и использовал для этого символ, известный каждому американцу – факел из руки Статуи Свободы. После этого продажи сигарет среди женской части населения стали стремительно расти.
Роль и значение Бернайза в политических коммуникациях масштабна. Так в 1954 году с помощью его консультаций США произвели переворот в Гватемале. Неугодный Америке Президент Гватемалы Арбенц был свергнут, так как обещал своим согражданам самостоятельность и независимость от американских монополистов, тем самым ставя под угрозу прибыль компании United Fruit Company.
Большая часть трансферта из Нацфонда обогатит подрядчиков и госкорпорации — эксперт
Бернайз раздувает фобии в американском обществе и частный вопрос по бизнесу он переводит, как коммунистическую угрозу Гватемалы для США. Когда Гватемалу начали бомбить, Бернайз убеждал американцев, что это не вторжение, а освободительная война за все ту же священную демократию.
Таким же образом политтехнолог Джин Шарп считает, что для смены режима в какой-нибудь стране наиболее эффективно не вооруженное восстание, а так называемые методы «ненасильственной» борьбы.
Мы могли наблюдать демонстрацию подобных методов на митингах в Беларуси,
когда женщины, надев белую одежду, стали выстраиваться в живые цепи.
Как говорят историки, первая «цветная» революция по книге Шарпа была организована в 2000 году в Югославии. Так, по их словам, по инициативе США в Будапеште было открыто специальное бюро для оказания помощи оппозиционным партиям Сербии, среди сотрудников которого было около тридцати специалистов по политической войне.
Впоследствии волна подобных революций прокатится по Грузии, Кыргызстану, Украине. Сам Шарп называет свою технологию «политическим джиу-джитсу», борьбой, использующей силу противника против него самого. Именно на основе данного теоретического фундамента США осуществили ряд политических переворотов в зарубежных странах.
Вырастет ли экономика? Обо что могут разбиться надежды Руслана Даленова
Вот что на этот счет пишет сотрудник Американского института мира А.Цеваллос о событиях в Югославии 2000 года:
«Рождение объединенной оппозиции смогло произойти только благодаря политической и финансовой поддержке со стороны Запада».
Важным элементов «цветной» революции является так называемый внешний фактор, управляющий процессом. Многие такие революции произошли на территории Евразии и на это есть свои причины. Исторически борьба за эти территории ведется уже много лет и
известны идеи попыток завоевания Евразии, где сосредоточено подавляющее большинство энергетических ресурсов
Британский географ и геополитик Дж .Маккиндер в начале 20 века разработал концепцию так называемого центра мира. Он обозначил центром мира центр Евразии – зону между Кавказом и Сибирью. Его опасения вызывал тот факт, что эта зона может самоорганизоваться и полностью стать суверенной, что в свою очередь оттеснит другие государства от управления мировыми ресурсами.
На современном этапе США наглядно демонстрирует мировому сообществу, что идеи Маккиндера не забыты и активно внедряются в политическую практику на примере «цветных» революций на территории постсоветских стран.
Главная цель «цветных» революций как минимум смена политической элиты в стране, как максимум – демонтаж существующего политического режима. С этой целью
осуществляется работа в молодежной среде и среди студенческих организаций, тем самым аккумулируется потенциал будущего сопротивления
Американский исследователь Джон Шарп считает данный этап «реалистичным планированием:
«Важно помнить, что нередко в действиях должно участвовать много людей. Надежность их впрямую зависит от высоких стандартов…Нужно заблаговременно определить, какая структура лидерства и система связи наиболее пригодны для того, чтобы начать сопротивление. Важно и то, какие средства связи и способы решений будут возможны в ходе борьбы, чтобы обеспечить постоянное руководство и активистами, и населением в целом».
«Цветная» революция не обошла стороной и соседние страны Казахстана. Тюльпановая революция в 2005 году, Дынная революция в 2010 году показали, что подобная смена политического режима не способна привести страну к демократии. В Кыргызстане пришедшие к власти революционеры провозгласили весьма позитивную и многообещающую программу развития республики, но новая власть не выполнила данных обещаний, и экономическая ситуация в стране с каждым годом становилась все хуже и хуже.
Казахстан также периодически подвергается атакам и попыткам применения технологий,
которые для ряда стран стали прочным фундаментом для цветных революций и политических переворотов. Наиболее массовые и резонансные акции протеста соответствовали классической современной структуре этапов протеста (подготовительный, уличной активности, захвата пространства, катализатора, демонстрации массовости, радикализации, кульминации и начала нового этапа) которые применялись в «цветных» революциях с комбинированием социальных инструментов, политических активностей и технологий манипуляции толпой.
Достаточно вспомнить события, предшествовавшие и произошедшие после президентских выборов 2019 года. Среди основных методов влияния проходивших протестов мы видели и карикатуры на власть, обращения пожилых, инвалидов к правоохранителям, зачитывание Конституции молодыми людьми правоохранителям, протягивание цветов полицейским, участие пар с ребенком в коляске, сидячие протесты, массовые митинги.
Именно
они являются классическим проявлением методов ненасильственного протеста и убеждения по Шарпу
Среди методов отказа от политического сотрудничества мы стали свидетелями маршей несогласных итогами выборов (ночные марши в г.Алматы). В арсенале технологов по организации протестной активности общественное неповиновения при несанкционированных акциях протеста как метод отказа от социального сотрудничества.
Если говорить о методах отказа от экономического сотрудничества, то в основном это были забастовки на предприятиях и массовые увольнения на предприятиях нефтегазовой отрасли.
Практически все акции протеста, прошедшие в Казахстане в последние два года по методам влияния были направлены рекрутинг новых лидеров, рост числа протестующих, трансформацию социальных акций в политические и их масштабирование в республиканский формат, участие организующих, финансовых и информационных ресурсов «интервентов», широкое использование соцмедиа как универсального инструмента координации и мобилизации протестного электората.
Во время акций протеста была выстроена четкая и сбалансированная система Protest marketing. Использовалась соответствующая атрибутика — майки, карикатуры, плакаты, растяжки с провокационными надписями против власти, распевание песен и т.п..
Также использовалась локация протестов в «сакральных» местах (н-р, стелла Независисмости в Алматы), формирование собственного имиджа за счет потасовок с полицией, привлечения детей и инвалидов, как мучеников, борцов за демократию, «коллективного Робин Гуда». В протестах зафиксирован наличие «мозгового центра» (М. Аблязов и др.), организовывавших их на основе горизонтальных сетей.
Социальные медиа выступили координационной силой в протестах.
В сложившейся ситуации общественный диалог стал тем главным связующим звеном, который не позволил технологиям цветных революций получить в Казахстане максимальный эффект.
В 2019 году Указом Президента РК было утверждено положение о Национальном совете общественного доверия при Президенте РК. Целью данного совета является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества.
Член НСОД Саясат Нурбек подчеркнул, что задача членов совета информировать Президента РК о имеющихся в стране проблемах и рисках, которые госорганы не учитывают.
Создание НСОД было верным шагом К. Токаева на пути создания общественного диалога и предотвращения в государстве попыток создания организаций, дискредитирующих государственную политику и пытающихся проводить процессы так называемой демократии в постсоветских странах.
«Я думаю, этот совет — попытка создать такой формат, в котором будет действовать весь спектр политических сил, будут авторитетные личности, будет представлена молодежь, поскольку молодежь сегодня тоже является серьезным законодательным трендом», — сказал политолог Талгат Калиев.
Сегодня уже мало кто сомневается, что «цветные» революции несут угрозу государственному суверенитету стран, в которых они происходят. Будучи плодом западных политтехнологов, эти технологии направлены не на подлинную демократизацию стран, не на улучшение уровня жизни и социально-экономического положения, а на превращение данных государств в послушных исполнителей воли США и их союзников на международной арене.
автор: Мурат Айгерим, политолог