Есть несколько факторов, которые способны любые прогнозы сделать неактуальными. Тем более когда речь идет о пятилетнем росте казахстанской экономики.
На днях на пленарном заседании сената министр национальной экономики РК Руслан Даленов поделился прогнозом роста ВВП Казахстана на ближайшие пять лет. Среднегодовой рост экономики составит 4%, а реальный – 2,8%.
Глава ведомства надеется на 4,6% через пять лет. А также на рост номинального ВВП с 76,7 трлн тенге в 2021 году до 104,8 трлн в 2025.
Министр поделился факторами, которые учитывались при подготовке прогноза.
Это отчетные статистические данные о ВВП за 2019 год, итоги развития экономики за январь-июль текущего года, обновленные прогнозы роста мировой экономики и тенденции на мировых товарных рынках.
Вопрос, можно ли по итогам 2019 года сделать прогноз роста казахстанской экономики, эксперт международной брокерской группы «Тикмилл» Арман Бейсембаев считает неоднозначным.
«Разумеется, прогноз роста по 2019 году делать можно, тем более, что в этот год рост был зафиксирован неплохой, на уровне 4,5%. То есть потенциал роста экономики есть, и он очень даже хороший», – полагает эксперт.
В этом плане, продолжает Бейсембаев, показатели 2020 года воспринимаются как досадная аберрация.
«Поэтому за основу не берутся, тем более, что сложившаяся ситуация была связана не с экономическими причинами. Другой вопрос – прогноз роста на пять лет, учитывая, что до сих пор неясны результаты и итоги нынешней пандемии, которая, как можно полагать, еще далека от своего завершения», – добавил он.
По его мнению, есть множество факторов, которые дискредитируют прогнозы.
«Любая вспышка (коронавируса), возможные третьи, четвертые и даже пятые волны заражений, о масштабах которых можно только догадываться, перспективы разрабатываемых вакцин, скорость их распространения, возможный мировой финансовый и экономический кризис, который может прийти вслед за пандемией, – каждый из этих факторов способен отправить любой прогноз роста в мусорное ведро», – отмечает эксперт.
Также Бейсембаев напомнил, что ранее прогноз роста на 2020 год был на уровне не менее 4%.
«Это к слову о том, чего вообще стоят любые прогнозы – они не обязательны к исполнению», – констатирует он.
По поводу того, можно ли брать за основу итоги января-июля 2020 года, эксперт заметил, что «текущий год выдался крайне сложным».
«Пандемия, конечно, сломала все модели, прогнозы и ожидания. На самом деле эпидемия COVID-19 вскрыла многие проблемы экономики. В самом начале было сделано множество чудовищных ошибок, которые вскрыли множество проблем. В частности, стали видны масштабы теневой экономики», – конкретизирует Бейсембаев.
По его словам, о росте и уж тем более о развитии речи нет и быть не может, пока не будут решены фундаментальные институциональные проблемы, которые накопились в предыдущие годы.
«Со всей очевидностью стало ясно, что у правительства нет никакого видения и понимания перспектив экономики, а сама ответная реакция на развивающуюся эпидемию показала неадекватность, некомпетентность и неготовность органов власти к подобным вызовам», – заметил эксперт.
Взаимосвязь между ростом мировой и казахстанской экономики Бейсембаев видит, ибо она очевидна.
«С одной стороны, мы часть мировой экономики, и ее восстановление повлияет и на нас тоже. С другой стороны, наше министерство просто не может не давать прогноз на рост. Это противоречит самой логике существования этого ведомства, поскольку сразу поставит под вопрос его целесообразность», – уверен он.
Поэтому, продолжил свою мысль эксперт, если считать текущий год как досадную неприятность и исключить ее из расчетов, перспективы роста выглядят вполне даже прилично.
«Понятно, что мы опираемся на расчеты международных институтов по росту мировой экономики и прикладываем к ним собственные реалии. Другой вопрос в том, насколько близки эти расчеты к реальной жизни», – спрашивает Бейсембаев.
По его наблюдениям, в Казахстане мало что кардинально меняется.
«Как это было и раньше, расчет на то, что цены на наши экспортные товары будут расти. Это не лишено смысла, поскольку в этом году нефть прошла свое циклическое дно, и есть основания считать, что начинается новый цикл роста на ближайшие 5-10 лет», – уточнил эксперт.
Но, акцентирует Бейсембаев, только в условиях обеспечения надежной институциональной базы для внутреннего производства и бизнеса.
«Только тогда перспективы роста Казахстана можно расценивать как достаточно хорошие. Есть ресурсы, рабочие силы, недозагруженные мощности, неосвоенные пространства и недостаточно обеспеченное население», – перечислил он.
По оценке эксперта, ресурсов роста у Казахстана более чем достаточно.
«Одно только последовательное и полномасштабное выстраивание инфраструктуры в стране способно обеспечить высокие темпы роста экономики. Это не говоря о других секторах, которым еще есть куда расти и развиваться. Но проблема в том, что ничем из этого власть не пользуется, предпочитая эксплуатировать нефтяную трубу, уничтожая конкуренцию, закручивая гайки и душа бизнес», – заключил Бейсембаев.