Мнения экспертов по очередному решению правительства разделились.
На днях сенат принял закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2021-2023 годы». На 2021 год в сумме 2 700 млрд тенге, на 2022 — 2 400 млрд, на 2023 — 2 200 млрд.
При этом министр национальной экономики Руслан Даленов уточнил, что 7,3 трлн тенге направят на выплату пенсий.
Эксперт по государственным финансам, учредитель ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтенова соглашается, что гарантированные трансферты из Национального фонда согласно принятому закону можно направлять на определенные цели. Как уточняет Айтенова, трансферты выделяются регулярно, и сумму, которую назвал министр,
возьмут не единовременно, а в течение трех лет
«Таким образом правительство гарантирует выплаты пенсий независимо от экономической ситуации и налоговых поступлений», — отмечает она.
Ранее, добавляет Айтенова, это были общие трансферы. Они пополняли доходную часть бюджета и не имели целевого характера.
«Законодательное закрепление трансферта на выплату пенсий означает приоритет выполнения социальных обязательств», — пояснила Айтенова.
В свою очередь, экономист, финансовый директор ТОО «Эковатт» Саян Комбаров полагает, что эти деньги снова уйдут в пустоту. Он отметил, что бюджет РК давно дефицитен и многие его затраты покрываются за счет Нацфонда.
На импорт товаров страна тратит больше, чем зарабатывает на экспорте
«Пенсионные расходы — это те затраты, без которых невозможно обойтись. Эти выплаты составят около $17 млрд по текущему курсу», — заявил он.
Или, продолжил экономист, около 30% всех активов Нацфонда, составляющих на данный момент около $58,5 млрд.
«Нацфонд из фонда сбережения для будущих поколений таким образом давно
превратился в фонд обеспечения несбалансированных, неэффективных и непродуктивных расходов бюджета
Большая часть из которых попросту обогащает различных господрядчиков и госкорпорации, связанные с интересами чиновников», —
акцентирует Комбаров.
К сожалению, подметил экономист, приходится констатировать, что в условиях пандемии Казахстан испытывает резкое снижение сырьевых доходов.
«Стране не хватает внутренних доходов для обслуживания первоочередных затрат. Все стимулирующие расходы предыдущих лет не привели к созданию устойчивых и инновационных производств с высокой долей добавленной стоимости», — резюмирует Комбаров.