Казахская традиция жертвоприношения берет свое начало с самых древних времен.
Еще в трудах Геродота (484 – 425 гг. до н. э.) есть упоминания о таком элементе культуры саков, предков казахов, как жертвоприношение.
«Жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки и повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому предназначена жертва. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его. … После этого обдирают шкуру и приступают к варке мяса».
«Танец — это крылья народа» — традиция Би Билеу
Известно, что коней сакских царей хоронили вместе с хозяином. В те времена считали, что конь в загробном мире продолжит служить своему господину. Коней казахи также приносят в жертву, чтобы провести поминки по умершему. У выбранного для ритуала животного отрезают хвост и гриву и отпускают пастись в табуне до годовщины со дня смерти человека. Такого коня называют Тұл ат.
Одна из традиций, связанных с жертвоприношением, называется Тасаттық. Как правило, к ней прибегают во время каких-либо катаклизмов. Чаще всего Тасаттық связывают с засухой. И это вполне логично, поскольку кочевой народ жил в основном за счет животноводства, а засуха могла повлечь за собой джут — массовый падеж скота.
Вот что написал об этой традиции Узбекали Жанибек:
«Обычно, когда стояла жара и долго не было дождя, люди собирались у реки, озера или родника и приносили в жертву животное, прося у Тенгри, чтобы он послал им дождь. И действительно, бывало так, что после совершения Тасаттық шел дождь».
Реже об этой традиции вспоминают, когда дело касается каких-то личных трагедий. Об этом есть свидетельства в мемуарах великой казахской танцовщицы Шары Жиенкуловой. Ее отец провел обряд Тасаттық, прося Всевышнего послать им с женой сына.
«Четырнадцать дочерей родила байбише – первая жена моего отца. После нее моя мать родила меня и сестренку Хадишу. Тогда отец совсем опечалился и постоянно твердил: «О горе, неужели у меня никогда не будет сына?».
Что надо знать гостю о казахском дастархане — традиция Бас ұстау
В конце концов отец с матерью решили поехать в Аулиеату (ныне город Тараз) и остановились на ночевку в том месте, где, как гласила народная легенда, был захоронен некий святой. Именно здесь мои родители принесли в жертву животное и провели Тасаттық. Мясом принесенного в жертву животного они угостили многих, надеясь, что вскоре у них появится сын.
Но после той поездки моя мать долгое время не имела детей, и отец вконец потерял надежду увидеть сына. Однако через некоторое время мама родила двух сыновей. Мой отец Баймолда был счастлив и провел большой той, от чего совсем обеднел. Но он не очень волновался и унывал по этому поводу, а всегда говорил: «Руки есть, значит и работа найдется».
Через некоторое время на свет появился еще один сын. Став отцом троих сыновей – Ануарбека, Жорабека и Талгатбека, мой отец считал себя очень богатым человеком».