Прошли предвыборные съезды всех казахстанских партий. Несколько неожиданным стало решение ОСДП отказаться от участия в выборах в мажилис и маслихаты, но в целом сенсаций не было.
Экспертное сообщество главным образом обсуждает список фаворита гонки партии Nur Otan. И немного — объявленный ОСДП бойкот. Показательно, что остальные партии интересуют аналитиков мало. Скорее всего, новый созыв мажилиса станет копией предыдущих — один гегемон и пара-тройка статистов. Но хотя бы появятся новые лица, и в немалом количестве. Уже одно это добавляет интереса к выборам.
Как отметил политолог Эдуард Полетаев, об обновлении депутатского корпуса стало понятно уже после съезда Nur Otan. Хотя некоторая преемственность все-таки сохранится.
«Считаю голосование полностью непредсказуемым» — Шибутов о праймериз Nur Otan
«Как минимум более половины из пока еще действующих депутатов шестого созыва не попали в новые партийные списки. Это 52 депутата от Nur Otan, трое от НПК и один от «Ак Жол»», — написал он на своей странице в Facebook.
Презентовали списки кандидатов в мажилис пять партий из шести. Это Nur Otan (126 человек из 127 возможных), НПК – 125, «Ак жол» — 38, «Ауыл» — 20, и «Адал» — 19.
— Несомненным достоинством системы открытых списков является их прозрачность. Это потом уже партии окончательно определятся с теми из претендентов, кто попадет в парламент, — считает Полетаев.
Политолог уточнил свой тезис о преемственности. З4 депутата шестого созыва претендуют на попадание в седьмой. Из них 24 человека от Nur Otan (5 из 77 кандидатов по итогам праймериз. 19 из 49 кандидатов по центральной партийной квоте), шеcть мажилисменов от «Ак жол» и четверо от НПК. Также (например, в партийном списке «Ак жол») есть несколько депутатов пятого созыва.
Выборы в мажилис и маслихаты: какие новшества ждут казахстанцев?
«Что же касается самого свежего по дате предоставления и обширного партийного списка от Nur Otan, можно отметить, что «партийную копилку» кадров перетрясли. Кандидаты представляют различные сферы деятельности: госслужбу, бизнес, образование, науку. Есть и политические «тяжеловесы», без них не обойтись. У всех без исключения в наличии обширный опыт работы с людьми», — пишет Полетаев.
Далее политолог отметил два «новых акцента» (кроме молодежной и женской квот в партийных списках).
— Во-первых,
в списке кандидатов нет спортсменов или артистов, так называемых «паровозов»,
которых, кстати, не всегда соблазняет выборный мандат. Во-вторых, среди кандидатов немало общественных деятелей, руководителей НПО, — отметил эксперт.
Политолог Марат Шибутов на своем канале тоже основное внимание уделил Nur Otan, у которой самый большой список (126 человек из 127 возможных). Всего на одного меньше у НПК (но с учетом нескольких персон, которые позже заявили, что не давали согласия).
У остальных партий списки в несколько раз меньше. Возможно, это тоже одна из причин малого внимания экспертного сообщества.
Шибутов считает, что это говорит или о малом кадровом потенциале, или о нежелании верхушки партии расширять свои ряды.
— Очень интересно, что в список вошли Дарига Назарбаева, Аскар Мамин, Ерлан Кошанов, Ахметжан Есимов. Хотя «тяжеловесов» всегда включали, но сейчас вопрос — а не говорит ли это о возможном их приходе в мажилис? Сразу возникает кадровая интрига, потому что они придут на место спикера, а
в свою очередь освободят (кроме Назарбаевой) большой пост, на который тоже много охотников,
— отметил политолог.
Также Шибутов подчеркнул, что программа «более левая». Видимо, авторы учли критику, в том числе и «по результатам противостояния коронавирусной инфекции». Кроме того, использовали посылы в посланиях Токаева, и прежде всего это подотчетное государство.
«Как бывший председатель попечительского совета Transparency Kazakhstan я рад, что приоритетом для партии обозначена борьба с коррупцией, причем с обязательным участием общественности», — пишет эксперт.
Отказ от участия в выборах ОСДП Шибутов назвал «потерей гигантского шанса». По мнению политолога, партия могла объединить вокруг себя активистов оппозиции и «собрать электорат на протестном голосовании».
«С другой стороны, будем честны – партия полностью развалена, не работает, филиалы не функционируют, денег и кадров нет. Ну и понтов хватает –
готовы сотрудничать только на своих условиях, а это неверно
В общем, это конец партии – я не думаю, что они доживут до следующих парламентских выборов. Это плохо для всей политической системы, но это их решение», — резюмировал Шибутов.
Политолог Данияр Ашимбаев отметил две задачи, которые преследовала Nur Otan при проведении праймериз.
По мнению Ашимбаева, обе задачи хоть и ограниченно, но были решены.
— Nur Otan как партия власти в определенной степени несет политическую ответственность не только за достижения, но и за ошибки, скандалы, недоработки всей системы государственного управления в стране, что естественным образом отражается на желании или нежелании избирателей отдавать за нее свои голоса, — добавил Ашимбаев.
Он напомнил об угрозе роста протестных настроений в обществе. Риски стали больше в результате пандемии и карантина. Этот форс-мажор обострил все существующие социально-экономические проблемы и добавил новые. Праймериз в числе прочего были вызваны необходимостью реагировать.
— По ее итогам в регионах были выдвинуты 78 кандидатов, отобранных голосами членов партии.
В их числе только пять действующих депутатов, а также немалое количество гражданских активистов,
предпринимателей, представителей образования, здравоохранения, СМИ, а также партийных активистов и представителей региональной управленческой элиты. Из 78 одна кандидат перед съездом сняла свою кандидатуру. Из числа региональных кандидатов 28,6% — женщины, 19,5% — работники акиматов и маслихатов, 6,5% — партийные активисты, 79,2% — казахи, — отметил политолог.
При этом новый список Ашимбаев назвал «более боевым».
«Замечу, что в нынешнем списке нет людей, которых, как порой было принято ранее, надо отправлять в мажилис «на покой». Напротив, нет многих известных депутатов нынешнего созыва, опытных политиков-ветеранов, которые, скорее всего, в январе выйдут на заслуженный отдых», — пишет он.
Также Ашимбаев высказался о бойкоте выборов со стороны ОСДП, заявив, что
партия в системном кризисе, поскольку авторитетные основатели ушли, а у оставшихся нет политических ресурсов
— Кроме уважаемого Айдара Алибаева, спикеров у партии практически нет. Нет фигур — нет и ресурсов, прежде всего финансовых. Даже идейная независимая пресса без денег существовать не может. Во-вторых, актив уходил из партии со скандалами, разборками и взаимными разоблачениями. Это уязвимое место, которое сложно прикрыть во время выборов. Набор нового актива проблематичен, ибо сразу встает вопрос о лидерстве. В-третьих, можно было просто разыграть карту «партии против всех», но
пока ОСДП думала, эту карту оттоптали наши «токсичные» радикалы,
уничтожив тем самым главный козырь, который партия могла использовать, — подчеркнул Ашимбаев.