Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов считает, что условия для развития бизнеса далеки от совершенства.
По его мнению, бизнес в основном уходит в тень только в случае, если государство объявляет правила игры, по которым работать практически невозможно. Но если их нарушать, предприниматель попадает в категорию недобросовестных со всеми вытекающими. Поэтому бизнесу проще, да и выгоднее зарабатывать неофициально.
— Теневая экономика – это не криминал, а сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественных экономических структур и экономических отношений общества.
Развитие теневой экономики прежде всего связано с наличием госрегулирования
Другими словами, это плохое государственное регулирование. Например, во Франции в свое время ввели налог на окна. Это привело к тому, что граждане стали уменьшать их количество и размер. Что усугубило санитарную ситуацию и сказалось на здоровье граждан. В итоге этот налог ничего хорошего государству не принес.
Не надо забывать, что рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Поэтому для развития бизнеса необходимо создавать хорошие условия, — отметил Рустам Журсунов.
В целях снижения уровня теневой экономики до уровня стран ОЭСР (15-17% к ВВП) в 2021 году минфин утвердил план мероприятий на 2019–2021 годы. В частности, предлагается увеличить долю безналичных оборотов, усовершенствовать налогово-таможенную политику и усилить отраслевые и контрольные меры.
Инфляция, нефтяные цены и курс тенге — прогноз экономистов до конца 2020
— Сегодня платежи по сделкам, сумма которых превышает тысячекратный размер месячного расчетного показателя (2,778 млн тенге), осуществляются только в безналичном порядке.
По информации минфина, у банков на текущий момент имеются ограничения, из-за которых нельзя принимать оплату на корпоративные карточки предпринимателей. Также
при переводе средств на карту имеются требования Налогового кодекса по обязательной выдаче онлайн-чеков ККМ,
хотя это безналичный платеж. Поэтому необходимо решить этот вопрос возможности оплаты.
Почему бы не разработать аналог системы переводов kaspi gold? Тогда предприниматели могли бы использовать свои корпоративные карточки/мобильные приложения. Этим можно было бы добиться снятия с них финансовой нагрузки в виде комиссии за POS-терминалы, которая составляет 2-4%.
По мнению эксперта, развитие безналичной экономики будет снижать долю теневого сектора. Это касается и физических лиц, ведь многие являются индивидуальными предпринимателями. А серые схемы в основном связаны как раз с деятельностью ИП. Но здесь, чтобы не создавать проблемы бизнесу и населению, должны быть понятные правила и пределы подобных ограничений.
Председатель правления Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Союз Независимого АвтоБизнеса в Казахстане» Берик Заиров говорит, что для развития бизнеса в стране не надо внедрять сложные и дорогостоящие программы, поскольку есть простые решения.
— К примеру, сегодня предпринимателям запрещают пользоваться популярным банковским приложением. В результате они посредством этого приложения сначала снимают деньги, затем кладут в кассу, выбивают фискальный чек и отдают клиенту. Такая длинная цепочка.
США попытаются расчленить Китай и Россию при любом исходе выборов — политолог
Если же элементарно разрешить предпринимателям использовать это приложение либо создать подобное корпоративное, все эти платежи перейдут в легальное русло. Тем более, что ИП освободили от налогов на три года.
Я вхожу в Комитет развития МСБ. Он активно работал с марта, с начала пандемии. Мы готовили много предложений, прошли Zoom-конференции с министерствами финансов и экономики, НПП. Все наши предложения были направлены в НПП «Атамекен», в правительство.
Но из 20 было принято только два. До сих пор не приняты решения даже по самым простым. Почему? Мы не знаем.
С мнением коллеги согласна и исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова:
— Необходимо упрощать работу предпринимателей, тогда весь бизнес начнет работать легально. У предпринимателей нет цели уклониться от налогов, им важно сохранить бизнес. Но сделать это не позволяет действующий налоговый режим.