Представителей химической отрасли не допускают на совещания, где решается ее судьба. Чиновники ориентированы только на мнения крупных производителей.
Казахстанский союз химической промышленности, куда входит около 100 химических предприятий, обратился к Касым-Жомарту Токаеву за поддержкой.
Глава союза Олег Пак считает, что профильное министерство индустрии и инфраструктурного развития вместе с комитетом обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен» намеренно не учитывают мнение представителей МСБ с тем, чтобы быстрее отчитаться о принятии «Дорожной карты».
На своей странице в Facebook Пак подверг резкой критике поведение чиновников. Он также обозначил основные проблемы отрасли. Это отсутствие:
«Еще одна проблема отечественной химической отрасли – ограниченный доступ предпринимателей к доступным финансам в целях реализации проектов», — написал Олег Пак в своем открытом обращении президенту. — «В отрасли практически невозможно реализовать проекты по причине завышенных требований к финансам со стороны финансовых институтов. В Послании вы высказались по этому вопросу и отметили, что «все регулируемые закупки должны осуществляться прозрачно и через «единое окно».
Пришло время пересмотреть правила регулируемых закупок, нацелить их на прозрачность и поддержку отечественного производителя
Пока же отечественный химпром и основные потребители его продукции мало связаны между собой. В результате предпочтение отдается импорту, и зачастую закупки производятся по завышенным ценам».
Оказывается, 14 октября министерство совместно с профильным комитетом сената обсуждали проблемы и перспективы развития химической промышленности. Однако представителей Союза «КазХимПром» на это обсуждение не допустили. Причины неизвестны. Олег Пак рассказал подробно, что происходит на самом деле, когда президенту докладывают о промышленных успехах.
— В письме президенту вы говорите о неких законодательных барьерах, мешающих производителям. О чем идет речь?
— Например, что касается производителей взрывчатых материалов промышленного назначения и предприятий, участвующих в его обороте, некоторые нормы законов связывают им руки. Одна из них — требование о наличии складов в собственности. Вторая — нет доступа к определенным материалам.
Нашим предприятиям-экспортерам взрывчатых веществ приходится по полгода получать разрешительные документы. При том, что российские коллеги для ввоза в Казахстан получают их за несколько дней.
Производителям агроудобрений невозможно выпускать свою продукцию на экспорт в связи с порядком ее регистрации на территории Казахстана. И это далеко не все проблемы. На самом деле их очень много.
— Что в итоге порешали министерство и комитет сената на совещании, куда вас не допустили?
— Вообще, тот факт, что мы не попали на мероприятие, касающееся нашей непосредственной деятельности, нонсенс. Хотя мы вовремя подали списки.
По этому поводу союз написал жалобу в проектный офис, созданный при поддержке мининдустрии и Агентства по противодействию коррупции. Ждем результатов
Что там обсудили в итоге, информации нет. Знаем только, что по ряду наших предложений правительству даны рекомендации. Кроме того, совместно с сенатом готовим депутатский запрос, связанный с обеспечением доступа к сырью наших производителей химической промышленности.
— Не считаете ли вы, что казахстанский потребитель отдает предпочтение импорту из-за неконкурентоспособности местного товара по цене и качеству? А не потому что вас зажимают?
— Я бы не стал давать таких оценок всей химической промышленности страны. Есть, конечно, и такие факты, о которых вы говорите. Но большинство производителей выпускают достойную продукцию.
А основная проблема, почему потребители отдают предпочтение импорту, связана с прозрачностью закупок. Действующее законодательство позволяет не проводить открытые конкурсы,
а, по сути, легализовывать принятые решения. Я говорю, в частности, про законодательство о регулируемых закупках.
— Может быть государство не считает химпром приоритетной отраслью, потому что не видит ее потенциала?
— В Казахстане около 300 активных компаний, в которых трудятся порядка 20 тысяч человек. По статданным, производств около 600. Однако на все совещания и обсуждения профильные чиновники приглашают только крупных производителей. Их семь. Большинство созданы еще при советском союзе. Понимаете разницу с теми предприятиями, которые пытаются развиваться с нуля?
Поэтому многим наверху кажется, что семь крупных производителей и есть вся химическая промышленность. Но это далеко не так
Химическая промышленность сегодня представлена везде. Это бытовая химия, трубная продукция, производство взрывчатых материалов промышленного назначения, агрохимия, химикаты для промышленности, нефтехимия и так далее. Однако все предприятия стонут от отсутствия продуктов базовой химии для производства конечных товаров. Все это импортируется. Поэтому существует огромная зависимость от иностранных производителей.
Случись чрезвычайное положение, которое повлечет закрытие границ, мы останемся без горнодобывающей и нефтяной промышленности. Потому что цепочки будут прерваны. Либо мы будем вынуждены покупать готовую продукцию за рубежом, либо придется остановить перечисленные мной отрасли.
— В чем вообще целесообразность реализации дорогих проектов по химической промышленности, если есть мировые бренды, которые уже давно наладили рынок сбыта и развились? Может быть следует перепрофилироваться и не изобретать велосипед?
— Химпром явно недооценен. Есть возможность развивать отрасль в разных направлениях. И мы как раз не говорим о дорогих проектах. Наоборот, считаем, что нынешняя гигантомания нецелесообразна в силу ограниченности рынка Казахстана. Во-первых, есть технологии, которые позволят обеспечить наши потребности в нужных объемах. Во-вторых, важно экспортоориентировать те или иные подотрасли химической промышленности.
Для этого нужен более точный анализ состояния отрасли. Никто ведь не лечит больного без диагноза
По всей видимости, ни у кого нет реального интереса поставить этот самый диагноз отрасли. В сенат нас не пустили. 4 ноября на площадке мининдустрии снова прошло совещание с участием НПП «Атамекен». И наши предложения опять проигнорировали. Это же изначально неправильный подход. Я понимаю желание ответственных лиц госорганов и Нацпалаты показать и отчитаться наверх, что вот, дескать, без них два года не могли принять «дорожную карту», а тут за два месяца все сделано.
Но отрасли нужен не очередной документ, который не будет исполняться, а реальная стратегия развития. Ведь куча плохих примеров уже есть. Во всем мире именно МСБ является драйвером роста и инноваций. А у нас на примере семи крупных предприятий пытаются оценивать всю отрасль в целом.