Современные номады из стран Центральной Азии, Европы, Китая и России предпочитают пользоваться на своем пути цивилизованными отхожими местами. Между тем придорожные туалеты в Туркестанской, Таразской и Алматинской областях до сих пор в ужасном состоянии. А ведь это тот самый Шелковый путь, который должен привлекать туристов со всего мира.
Экспедиция по Шелковому пути в Казахстане заняла 15 дней. Караван из автодомов проехал более 3,5 тыс. километров и 1 октября прибыл на конечную стоянку в этноцентр Nomad недалеко от Алматы.
Председатель правления АО НК «Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев говорит, что все эти дни они изучали маршрут и отмечали его недостатки.
— Итоги экспедиции будут оформлены в один отчет. Он станет инструкцией для госорганов и местных исполнительных органов для быстрого устранения всех недочетов. Наша страна идеально подходит для развития караванинг-туризма, который заложен в госпрограмму.
Пандемия коронавируса только усилила желание заниматься экотуризмом во всем мире, говорит чиновник. И у нашей страны огромный потенциал.
— Казахстан по территории занимает 9-е место в мире. Здесь 13 национальных парков. 10% страны — особо охраняемые природные территории
Все это естественный магнит, который будет притягивать большие потоки путешественников, в том числе и европейцев, которым наш регион очень интересен.
Возглавила экспедицию председатель «Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга» Баян Шапагатова. Именно этот вид туризма компания продвигает с 2016 года.
— Кемпинговый туризм является доступным видом отдыха. Он начинается с палаток и заканчивается автопарками с прицепами и глэмпингом (отдых в домах). Этноцентр Nomad — юрточный глэмпинг со всеми условиями для проживания.
Шелковый путь — бренд всех стран нашего региона. А бренд Казахстана — номадический путь
По словам Баян Шапагатовой, после коллективизации 1920-х годов кочевая культура казахов практически исчезла. И идея караванинга — вернуть кочевые традиции.
Обеспечение проекта оборудованием, транспортом, техническую поддержку, питание и охрану взяла на себя компания Offroad Kazakhstan.
— Это поездка дала мне возможность увидеть места, в которых я до этого никогда не был. Например, озеро Тузколь, — говорит представитель компании Жанат Жалимбетов. — За 15 дней мы смогли оценить дорожную инфраструктуру, наличие и качество сервиса, удобств для туристов, понять, что такое путешествовать по Казахстану в автодоме. И не только в автодоме, это удовольствие не из дешевых, в комфортных условиях нуждаются и любители палаточного отдыха.
— Как бы вы оценили качество придорожных туалетов — главной головной боли стран Средней Азии?
— Вы сейчас затронули действительно огромную проблему! Я не могу понять, почему она не решается. Ощущение, что люди не знают, как обустроить эти злосчастные туалеты, что на самом деле просто. Я думаю, им надо показать, как это сделать технически. Надо подвести воду — и будет порядок.
То, что мы видим сегодня, это пока нечто невозможное! В эти туалеты не может войти даже тот человек, который вообще далек от каких-либо принципов чистоплотности.
Биотуалеты со специальными таблетками для удаления запахов предусмотрены в автодомах. Но, к сожалению, не у всех есть возможность в них путешествовать.
— Как вы питались в дороге?
— На нашем пути было много разных мест, где можно было перекусить. К примеру, на развилке дорог от Алматы до Тараза есть многочисленные кафе, рассчитанные на самый разный вкус. На юге Казахстана вообще с питанием нет проблем. На севере и востоке сложнее. В отдаленных аулах зачастую можно найти единственную точку общепита, и то заказ желательно сделать заранее.
Однако караванеры в большинстве своем все делают своими руками. Машины обычно оборудованы и плитами, и холодильниками. Так что приготовление пищи для этих людей не составит труда.
— Какие предложения после экспедиции вы подготовили для туристической индустрии Казахстана?
— Как турист-любитель скажу: будущие стоянки под автодома и кемпинги я бы привязал к обитаемым местам. Нет смысла ставить их в чистом поле, тратить на это государственные деньги и сажать людей на зарплату.
Например, на кордоне живет егерь с семьей. Туда надо провести воду, свет, тепло, установить нормальные туалеты, душевые, оборудовать площадку под стоянку. Причем не асфальтированную, а простую — трава и каменная кладка. Чем больше натуральной природы, тем лучше. Вот тогда егерь сможет зарабатывать на туризме, организуя с помощью жителей ближайшего аула конные и пешие прогулки. Это отличный старт!
— Как в пути обстояли дела с доступом в интернет?
— В целом нормально. Но я больше радовался, когда мы попадали в места, где его не было — устал от телефона. Мы же постоянно все живем в них.
— Как вам качество дорог?
— Я ожидал худшего, поэтому был приятно удивлен. Видно, что дорогами у нас занялись. По трассе из Алматы в Шымкент построены эстакады, съезды, стали делать боковые съезды. Мы всегда стараемся останавливаться с учетом дорожной безопасности, не бросаем машину где попало. Сейчас при необходимости отремонтировать машину с трассы можно съехать и не мешать дорожному движению. Лично мне, как пилоту, дорога очень понравилась.