НПП «Атамекен» уверяет: экспорт казахстанского угля на Украину по вине России снизился в 3,5 раза. Но официальная статистика с таким утверждением не согласна.
Осенью 2019 НПП «Атамекен» обратилась к премьер-министру, указав на проблему, с которой сталкиваются отечественные компании. Речь шла о транзите угля на Украину через территорию России. По словам НПП, РФ отклоняла значительную часть заявок. Вопрос был рассмотрен в двухстороннем формате, в результате Россия взяла обязательство согласовывать поставки казахстанского угля в объеме 140 тыс. тонн в месяц.
Однако несмотря на договоренности, госорганы РФ по-прежнему отклоняют часть объемов. По данным НПП «Атамекен», в июле 2019 года потребность в отгрузке угля составляла 377 тыс. тонн, одобрили из которых лишь 8%. Сейчас показатели куда меньше.
Экспорт бензина принес 125 млн долларов, на импорт дизтоплива ушло больше
«На сентябрь текущего года мы видим резкое снижение — было заявлено всего 107 тыс. тонн. Из-за сложившейся ситуации контрагенты отказываются от сотрудничества. В прошлом году регулярно заявки подавали 8 казахстанских компаний, в текущем году всего четыре компании.
Естественно, это привело к снижению объемов экспорта угля для казахстанских компаний, упущенной выгоде и негативным отрицательным последствиям на финансовые показатели компаний», — заявил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт.
По его словам, в целом
с июля 2019 года 52% заявок от казахстанских компаний получили отказ в транзите угля через РФ на Украину
«Учитывая, что с мая украинское правительство ввело спецпошлины в 65% на импорт российского угля, мы наблюдаем, что под причиной «отсутствия технических возможностей» ОАО «РЖД» Российской Федерацией вытесняется казахстанский экспорт на рынок Украины.
Это прямое ущемление интересов казахстанского бизнеса, о чем «Атамекен» неоднократно заявлял в правительстве и на уровне Евразийского экономического союза», — отмечает Евгений Больгерт.
Спрос на доллар на KASE резко вырос, банки вывели 450$ млн
По данным НПП, подобная политика привела к тому, что одно из предприятий (его название не разглашается) недополучило 5,5 млн долларов. Из-за сокращения сбыта пришлось не только сократить добычу и переработку, но и оптимизировать расходы. То есть сократить уровень зарплаты и уволить часть рабочих.
«Для разрешения проблемы мы задействовали Евразийскую экономическую комиссию, которая вынесла заключение, что действия российской стороны следует рассматривать как препятствие, имеющее признаки барьера в рамках функционирования внутреннего рынка.
На консультациях с ЕЭК и государствами-членами ЕАЭС в октябре казахстанские угольные компании подтвердили актуальность проблемы. Стороны поддержали Казахстан в данном вопросе», — рассказал зампред Нацпалаты.
Теперь этот вопрос будет решаться на уровне Коллегии Комиссии, заседание которой запланировано на 27 октября.
В январе-августе 2020 года Казахстан экспортировал уголь в 13 стран мира. В общей сложности за рубеж ушло более 14 млн тонн. При этом сумма сделок составила 215,3 млн долларов. Это ощутимо меньше показателей 2019 года: 15,7 млн тонн и 308,6 млн долларов.
Если государство не будет работать с молодежью, ей займутся другие — Султанов
Украина является вторым по величине рынком сбыта. И из официальной статистики следуют немного иные выводы, чем те, о которых говорит Нацпалата. В частности, по итогам 8 месяцев объем экспорта составил 532,8 тыс. тонн. И это:
Другое дело, что стоимость угля заметно упала. Средняя цена проданной тонны Украине составила 96,7 долларов против 174,7 годом ранее. Это привело к снижению выручки с 80,9 до 51,5 млн долларов. Но и это второй показатель за последние восемь лет.
Таким образом, официальная статистика и данные НПП «Атамекен» не бьются. Пока
одни говорят о сокращении экспорта в 3,5 раза, другие показывают едва ли не лучшие продажи с 2013 года