Автомобильный бензин вошел в двадцатку наиболее востребованных экспортных товаров.
По итогам января-августа 2020 за рубеж было продано отечественного бензина на 125,6 млн долларов. Для сравнения:
При этом нынешние показатели в разы превышают прошлогодние. За аналогичный период 2019 объем продаж бензина составил всего 2,6 млн долларов.
Покупателями казахстанского топлива являются 8 стран мира. Крупнейший покупатель – Афганистан. Сюда за 8 месяцев ушло 156,6 тыс. тонн продукции. В денежном выражении это превысило 40,6 млн долларов. В августе 70% физического объема экспорта приходилось именно на эту страну.
Экономика восстанавливается за счет строительства — промышленность в минусе
Немногим меньше – 36,3 млн долларов – принес экспорт в Нидерланды, хотя физический объем поставок куда меньше – 76,9 тыс. тонн.
Помимо этого топливо уходит в
Небольшие объема бензина также были проданы в Россию и Монголию (суммарно – 0,5 млн).
При этом производство бензина в стране осталось на уровне 2019 года. За 9 месяцев было произведено 3 млн 252,6 тыс. литров – это только на 0,3% больше показателей аналогичного периода 2019.
Пик пришелся на начло года: в январе показатель составил 426,6 тыс. тонн, в феврале – 404,5 тыс. К апрелю объемы упали ниже отметки в 290 тыс. тонн. Показатель сентября – 380,2 тыс. тонн.
Последствия коронавируса для элиты Казахстана: кто ослаб, а кто стал сильнее?
К слову, динамика цен на бензин сейчас слабо коррелирует с объемами его производства. В январе, когда выпуск был на пике, рост стоимости по официальным данным составил 2,7%, в феврале – 2,1%.
На протяжении пяти месяцев – с апреля по август – цены на внутреннем рынке вообще падали, а в сентябре произошел рост на 0,1%. Сейчас бензин стоит на 2,7% больше, чем в начале года (и чем в сентябре 2019). Сильнее всего подорожал АИ-92 (+2,8% с начала года), меньше всего – 95-ый и 96-ой (0,8%).
Что касается дизельного топлива, объемы производства упали по сравнению с прошлым годом. За 9 месяцев 2020 произведено 3 млн 529,4 тыс. литров, что составляет 93,9% от уровня предыдущего года.
Лишь дважды показатели были выше, чем в аналогичном месяце 2019. В феврале (357,7 тыс. литров, +13,9%) и августе (480,2 тыс. литров, + 3,8%). Во все остальные месяцы производство было ощутимо ниже. В мае, например, оно просело почти на четверть от уровня 2019 года. На фоне снижения собственного производства вырос импорт.
За 8 месяцев в республику пришло 364,2 тыс. тонн дизеля – это в 2,5 раза больше, чем годом ранее
В стоимостном выражении закупки выросли с 88,3 млн — до 127,8 млн долларов. За импортное ДТ было заплачено больше, чем за сахар (120,6 млн), чистящие и моющие средства (122,1 млн), удобрения (101,1 млн) и грузовики (81,2 млн). При этом единственным поставщиком дизельного топлива в Казахстан остается Россия.
Интересно, что несмотря на рост импорта, цены на дизельное топливо снижаются. Сейчас он, по официальным данным, стоит на 3,3% меньше, чем в начале года, и на 1,3% меньше, чем годом ранее. Цены снижаются на протяжении уже 7 месяцев подряд. Правда, с июня всего на 0,1% в месяц.