Хотя министр здравоохранения и сменился, общий курс остался старым, пишет политолог Данияр Ашимбаев на своей странице в Facebook. В частности, продолжается «тотальная коммерциализация здравоохранения». Хотя все ошибки и свалили на прежнее руководство.
Ашимбаев начал с того, что и само руководство минздрава «не такое уж и новое».
Алексей Цой — с 2014 по 2019 годы работал вице-министром здравоохранения и социального развития, а затем вице-министром здравоохранения.
Марат Шоранов (первый вице-министр здравоохранения) — в 2013-2015 гг. директор департамента стратегического развития и департамента стандартизации медицинских услуг минздрава.
Ажар Гинят (Тулегалиева) — с 2010 по 2017 гг. работала директором департамента организации медицинской помощи, директором департамента социальных услуг и вновь директором ДОМП.
Асем Нусупова — уже была вице-министром здравоохранения в 2007-2008 гг.
Айжан Есмагамбетова — с 2013 по 2020 гг. занимала различные руководящие посты в системе здравоохранения.
Средний возраст руководства минздрава — 46 лет. 83% имеют медицинское образование. При этом: средний стаж работы врачом — 3,7 года, средний стаж работы главврачом — 0,5 года, средний стаж работы главой облздрава — 0,5 года.
Ашимбаев отметил интересную с его точки зрения особенность биографии министра. В 2002-2004 гг. он одновременно был врачом-эндоскопистом республиканской клинической больницы и менеджером по развитию территории по Астане фармацевтической компании GlaxoSmithKline.
— Акцентирование внимания на том, что врач первого года работы сразу становится представителем фармкомпании, вызывает вопросы. Многие врачи работают с фармкомпаниями (это, в принципе, не запрещается), но лучше, когда они это делают, уже будучи опытными специалистами. Кстати, учебу в Южно-Казахстанской медицинской академии будущий министр совмещал с работой главным бухгалтером и коммерческим директором ТОО «Аспан Шымкент», — отметил Ашимбаев.
Наконец, 22 июня 2020 на фоне многочисленных «карантинных скандалов» Цой стал первым вице-министром. А уже через три дня, 25 июня, министром здравоохранения.
— Почему Цой? Во-первых, ситуация показала, что множество достижений существует только на бумаге, руководство дезорганизовано, в системе процветают коррупционные схемы, а
сама стратегия борьбы с коронавирусом выбрана, мягко говоря, весьма спорная
При этом выносить сор из избы и признавать ошибки никто не собирается. Курс должен был быть продолжен. И судя по всему,
в элитарном медицинском сообществе по этому поводу существует полный консенсус,
— пишет Ашимбаев.
Политолог утверждает, что несколько лет назад началась «тотальная коммерциализация» здравоохранения. То есть приватизация, введение медстрахования.
— Финансирование отрасли, включая капитальное строительство, подготовку кадров и оснащение инфраструктурой
постепенно снимается с бюджета и переводится «на плечи» частной медицины, точнее работодателей,
которые несут основное финансовое бремя медстрахования. Государство оставляет за собой обеспечение необходимого минимума, названного гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи. При этом расцвели субъекты квазигосударственного сектора в виде ТОО «СК-Фармация» и НАО «ФСМС».
Отраслевые программы, в частности той же цифровизации, превратились в кормушки для заинтересованных лиц,
без каких-либо результатов, — считает политолог.
Кому будет выгоден новый карантин? — эксперт
По инициированной минздравом программе ГЧП должны снести 40 действующих больниц. Вместо них обещают построить 16 «новых и современных». Недавно на слушаниях в мажилисе Цой сказал, что сносить будут ветхие больницы.
— Интересно, а как 40 больниц вдруг оказались ветхими? На последней коллегии Цой сообщил: «Для обеспечения 50% обновления коечного фонда к 2025 году в регионах страны будут созданы 20 крупных современных медицинских центров за счет средств государственно-частного партнерства. Это многопрофильные больницы, которые будут оказывать весь спектр высокотехнологичной медицинской помощи населению в соответствии с международными требованиями качества». О судьбе 40 намеченных к сносу лечебных заведений и том, как этот самый «частный партнер» будет отбивать свои инвестиции, министр молчит, — подчеркнул эксперт.
https://365info.kz/2020/04/pochemu-my-tyazhelo-perenosim-karantin-ekspert
Резюмировал эксперт высказыванием, что «Цой как министр очень удобен».
— Постоянно подчеркивает, что все ошибки были сделаны до него (но без фамилий). Ученик уважаемых в обществе людей. Был заместителем у уважаемой Тамары Дуйсеновой, которая сейчас помощник президента, а
в свое время именно при ней формировалась нынешняя стратегия реформ в отрасли
Контроль над «СК-Фармацией» передал уважаемым людям. Умеет красиво озвучивать красивые цифры. При этом несколько раз был уличен в вольном обращении со статистикой, но это, право, детали. Хороший министр. Достойный преемник своих предшественников, — отметил Ашимбаев.