Вторая часть фильма «Борат» уже наделала шуму, еще даже не появившись на экранах. Казахстанцы подписывают петиции с требованием запретить ленту.
Премьера ленты «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» (так звучит полное название фильма) с комиком Сашей Бароном Коэном в главной роли состоялась в 2006 году. Картина собрала десятки наград на Западе и вызвала шквал критики на Востоке.
Так,
фильм стал первой в современной истории России непорнографической лентой, которой отказали в выдаче прокатного удостоверения
Формулировка — наличие материалов, которые «некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий». В итоге фильм в России все же показали, но только в 2009 году и в эфире телеканала MTV.
Кроме России, в прокате «Борату» было отказано в Беларуси, Украине, Иордании, Кувейте, Бахрейне, Омане, Катаре и собственно Казахстане.
Мнения казахстанцев тогда сильно разделились. Большинство считали приключения вымышленного журналиста Бората Сагдиева оскорбительными и порочащими Казахстан. Другим лента понравилась своей саркастической передачей реалий жизни в США.
Фильм смеется над американцами, а не над казахстанцами, утверждали фанаты Бората
Более жесткую позицию занял тогдашний посол РК в Великобритании Ерлан Идрисов. В The Guardian была опубликована его статья «Гримасы оскорбительного и несправедливого фильма «Борат» оставляют отвратительный привкус». Цитата оттуда:
«Коэн обладает великим талантом комедийного актера и выдающимися изобретательскими способностями. Настолько изобретательскими, что, создав фильм «Борат», он также создал и вымышленную страну —
жестокое, примитивное и гнетущее место, названное им «Казахстаном», но не имеющее ничего общего с Казахстаном реальным
Самые поразительные черты характера Бората — это его грубость, невежество, расизм и шовинизм. Это свинья, а не человек: тупой, враждебный, отвратительный».
Также Идрисов развенчивал мифы о нетерпимости к евреям.
«Хотя в современной Великобритании недопустимо высмеивать определенные этнические группы, а также приписывать им расистские и женоненавистнические взгляды, в этой стране, видимо, позволительно изображать народ Казахстана как свору бешеных антисемитов и серийных насильников-маньяков», — сокрушался Идрисов.
Ругал фильм и пресс-секретарь МИДа Ержан Ашикбаев. Он предположил, что Коэн действует по чьему-то политическому заказу и преследует цель очернить Казахстан. Ашикбаев подчеркивал, что правительство республики «сохраняет за собой право на любые правовые меры с целью предотвратить новые выходки подобного рода».
Впрочем, через некоторое время Идрисов пересмотрел свои взгляды. Он неожиданно поблагодарил Коэна за фильм и отметил, что благодаря «Борату» тысячи иностранцев решили побывать в Казахстане. А там, отмечал Идрисов, они увидели совсем другую страну, радикально отличающуюся от выдуманной создателями фильма.
Своеобразную точку в этой дискуссии поставил Первый Президент Нурсултан Назарбаев. По совпадению, Елбасы прибыл в столицу Великобритании одновременно с началом проката «Бората» в королевстве. Назарбаев, впрочем, нисколько на это не обиделся.
— После просмотра фильма стало понятно, что господин Коэн никогда не был в Казахстане. Да и сама лента снималась в бедной румынской деревне.
Роли казахов исполнили нищие цыгане, а пьяных коренных жителей сыграли американские студенты, — сказал Назарбаев.
Он пригласил Коэна, участников съемочной группы и вообще всех британцев посетить Казахстан.
Шесть лет спустя, в 2012 году,
МИД Казахстана признал: после выхода «Бората» визы в Казахстан на Западе стали в 10 раз более востребованными
— Я благодарен «Борату» за то, что он помогает привлечению туристов в Казахстан, — сказал Ержан Казыханов, бывший в то время министром иностранных дел.
Саша Барон Коэн — еврей по происхождению, но это не оберегло его от обвинений в антисемитизме. Свое негодование высказала Антидиффамационная лига — американская организация, противостоящая любым проявлениям нетерпимости к евреям.
Члены лиги посчитали, что Коэн выказывает неуважение к соплеменникам и провоцирует антисемитские настроения
Эти опасения разделил Менахем-Мендл Гершовиц, на тот момент главный раввин Казахстана. Он выразил надежду, что фильм не будет показан в республике. Гершовиц опроверг содержащиеся в фильме утверждения, согласно которым в Казахстане плохо относятся к евреям. Также раввин говорил, что видел несколько эпизодов из фильма и даже счел их «забавными», однако целиком картину он смотреть не планирует.
— Я слышал о фильме много плохого, он наверняка не кошерный, — пояснял Гершовиц.
По прошествии 14 лет можно констатировать: «Борат» точно не посеял вражду между казахстанцами разных национальностей. Тем не менее на Западе «Борат» стал своеобразным нарицательным культурным феноменом в отношении к Казахстану.