Аналитический отчет Нацбанка показал, что девальвация позволила кабмину исполнять ключевое фискальное правило.
Согласно одному из ключевых фискальных правил, неснижаемый остаток средств Нацфонда определен на уровне 30% от валового внутреннего продукта страны. И исполнять его правительству помогает ослабление курса тенге. Этот вывод содержится в дебютном докладе о денежно-кредитной политике за сентябрь, подготовленном аналитиками Нацбанка.
Наряду с неснижаемым остатком в Нацфонде в перечень фискальных правил, не связанных с госдолгом, входят следующие:
За последние пять лет, кроме 2019 года, средства Нацфонда сокращались в долларовом выражении.
Однако ослабление тенге приводило к образованию положительной курсовой разницы по инвестпортфелю активов Нацфонда. Практически все они вложены в долларовые инструменты. А так как
минфин ведет учет в тенге, это позволяло правительству выполнять правило по неснижаемому остатку в 30% от ВПП
Аналитики Нацбанка отмечают, что после отправления нацвалюты в свободное плавание в августе 2015 тенге обвалился на 86,5%. При этом отношение остатка средств Нацфонда к ВВП поднялось с 37,9 до 58%. Но в долларовом выражении его активы уменьшились на 15,5%.
Государству снова придется спасать банки — Своик
Нечто подобное наблюдалось и в 2018 году, когда тенге ослабел к предыдущему году на 15,6%. Тогда отношение активов фонда к ВВП поднялось с 37,9 до 38,5%. Но их объем уменьшился с 62,1 до 61,9 млрд долларов.
Средства Национального фонда РК, на конец периода
Есть в докладе аналитиков и еще один примечательный факт. По сути, правительство не справляется с правилом, определяющим предельные значения ненефтяного дефицита республиканского бюджета в процентах от ВВП.
К примеру, в 2017 году значение этого показателя поднялось до 12,7% при целевом значении в 9,3%. В 2019 году по ходу исполнения бюджета правительство изменило ранее запланированное значение в 7,2% от ВВП на целевой диапазон в 7,0-8,5%. Это позволило ему уложиться в ненефтяной дефицит к ВВП на уровне 7,9%.
Дефицит и ненефтяной дефицит республиканского бюджета, в % от ВВП