С пришлыми конкурентами — иностранными банками — наши своими силами не справятся.
С 16 декабря 2020 года банки других государств смогут открывать филиалы в нашей стране. Выдержат ли местные борьбу с новыми конкурентами самостоятельно? Экономист Петр Своик считает, что придется вмешаться государству. Иначе отечественные банки разорятся один за другим.
Окончание, читайте также первую часть.
— Скоро у нас начнут работать иностранные банки. К чему это может привести? Может Нацбанк все-таки снизит базовую ставку, чтобы отечественные БВУ выдержали конкуренцию с новыми игроками?
— Начнем с того, что приход в Казахстан иностранных банков, по сути, будет означать столкновение цивилизаций.
Тут нужно кое-что пояснить. Наша двухуровневая банковская система на первый взгляд вроде похожа на систему в развитых странах, но на самом деле принципиально иная.
Государству не придется снова спасать банки — в них полно денег
О главном отличии я уже сказал ранее. Национальный банк в принципе не осуществляет кредитной эмиссии для банков второго уровня (БВУ). Что входит в схему финансового колониализма.
Нацбанк играет роль большого безналичного обменника, выступая просто заключительным игроком на валютной бирже
То есть скупает или продает валюту и тем самым выполняет исключительно обменную эмиссию.
В начале нулевых БВУ, пользуясь высоким нефтяным рейтингом Казахстана, начали активно фондировать (то есть занимать деньги) за рубежом. Например, знаменитый БТА-банк вырвался в лидеры именно благодаря более агрессивным внешним заимствованиям. Но во время мирового кризиса эта схема «споткнулась».
В 2009 году случился всем известный внешний дефолт БТА и Альянс-банка, и с тех пор внешние заимствования коммерческих банков Казахстана сильно сократились. А сейчас упали вообще до совершенно незначительных процентов в общем объеме внешнего долга. Сегодня отечественные банки занимаются самоудовлетворением — в основном выдают кредиты на собственной депозитной базе.
Тем временем Нацбанк тоже претерпел крупнейшую метаморфозу, ради поддержки БВУ превратившись в крупнейшего заемщика.
То есть сегодня это не кредитор первой инстанции, а заемщик
Коммерческие банки кредитуют экономику в объеме чуть больше 14 трлн тенге, а дополнительно еще и Нацбанк через свои депозиты и приобретение нот примерно на 4 трлн. Это доход, который искусственно создает регулятор в качестве заемщика, за этот счет коммерческие банки в основном и живут. Такая вот у нас вывернутая наизнанку банковская система.
Нацбанк РК накапливает доллары
И вот к нам придут иностранные банки, за которыми стоит нормальный первичный кредитор.
У них сразу есть безусловное и очень серьезное преимущество: их долларовый кредит явно дешевле
Понятно, что демпинговать они не станут, просто предложат чуть-чуть более выгодные условия. Но этого «чуть-чуть» вполне хватит. И депозиты тоже будут легко привлекать, потому что мы все-таки не слишком доверяем местным банкам.
Что тогда сможет защитить от полной катастрофы нашу собственную банковскую систему?
Первый «защитный» фактор — у нас в принципе не очень развит финансовый рынок. Объемы не те, чтобы привлечь серьезные иностранные банки. Кредитование экономики не более 20% от ВВП, хотя в нормальных экономиках их объемы соизмеримы. Инвестиционный поток тоже примерно в два раза ниже, а местные инвестиции вообще небольшие. То же самое с депозитами. То есть
это своеобразная защита от очень сильных игроков, которые действительно легко могли бы расшвырять местные банки
Во-вторых государство, конечно, будет активно защищать своих. Наверняка придумают какие-то барьеры для перевода депозитов — например, поставят планку, которая для массового вкладчика окажется недоступной. В общем, придется очень активно уменьшать конкурентные преимущества пришлых банков. Но перспективы всего этого непонятны.
— А если эти барьеры изобретать не станут, что тогда? Хватит сил противостоять пришлым?
— Не изобретать не получится. Местный банк деньги берет откуда? Во-первых, с депозитов, во вторых, с той искусственной прибыли, о которой речь шла выше. А тут приходит иностранный банк, который может брать едва ли не бесплатные деньги на мировом рынке, и начнет предлагать казахстанским клиентам заведомо более дешевые кредиты и более выгодные депозиты. Понятно, куда пойдет клиент. Поэтому органы финансового надзора и правительство в целом не смогут не сопротивляться.
— Тогда может Нацбанк просто снизит базовую ставку, как давно уже просят и банкиры, и предприниматели? Удешевят местные кредиты.
— Вряд ли.
Для того, чтобы просто снизить базовую ставку, надо полностью переделать вообще всю денежно-кредитную политику
Надо пересматривать вопросы
Нужно очень много переделать, и нет никаких оснований считать, что власти на это пойдут. Скорее всего, ограничатся выстраиванием препятствий для чужих банков и не более того.
— Зачем тогда вообще пускают иностранные банки?
— У нас же была идея-фикс вступить в ВТО. Мы этого добивались лет двадцать. Наконец, совсем недавно вступили, причем ровно к тому моменту, когда к власти пришел Трамп, который начал активно разрушать всю систему мировых финансов и торговли. В том числе приступил к фактическому разрушению ВТО.
На 2025 год запланировано создание общего финансового рынка уже в ЕАЭС. Все это будет накладываться, конфликтовать, и через считанные годы мы получим какую-то картину, совсем непохожую на нынешнюю.