В 90-х годах в Казахстане еще действовал советский Уголовный кодекс, по которому за наличие второй семьи могли и посадить. Но потом статью удалили…
Сегодня в Казахстане завести вторую или даже третью неофициальную жену, в народе именуемую токал, достаточно просто. По сути, это нелегальная форма многоженства. Но если заглянуть в прошлое, например в 1997 год, по словам адвоката Бахтияра Галимжанова, многие наши «агашки» сидели бы в тюрьмах за многоженство.
— В Казахстане до 1 января 1998 года «токалки» были под запретом. До этого момента действовал Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года. Согласно этому документу за многоженство была предусмотрена уголовная ответственность, до двух лет лишения свободы, — рассказывает Галимжанов.
Также на тот момент действовало Постановление Пленума Верховного Суда КазССР от 2 октября 1987 года «О судебной практике по делам о преступлениях, составляющих пережитки местных обычаев (с изменениями, внесенными в 1996 году)». Этот документ содержал дополнительные разъяснения к практике применения закона.
Многоженство определялось как одновременное сожительство мужчины с двумя или несколькими женщинами, при совместном ведении хозяйства, независимо от регистрации брака.
Под совместным ведением хозяйства понималось совместное осуществление трудовых функций в общем для мужчины и женщины хозяйстве и совместное пользование полученными от ведения этого хозяйства трудовыми доходами.
При этом ведение общего хозяйства могло иметь место не только в случае проживания мужчины и женщины в одном домостроении, но и тогда, когда женщины проживали раздельно, но их хозяйства представляли собой единое целое с хозяйством виновного. Если у женатого мужчины с другими женщинами была только половая связь, как многоженство это не рассматривалось.
По мнению Галимжанова, вероятно, эту статью закона посчитали негуманной и убрали.
— Не стоит забывать, что с того дня прошло уже больше 20 лет. За это время было принято еще два уголовных кодекса, и в целом законодательство существенно изменилось. Я считаю, что сегодня эта статья в УК не нужна, она негуманна. Но это не означает, что измены и сожительство мужчины с несколькими женщинам надо поощрять. Это аморально и неэтично. Нашим законодательством двоеженство и многоженство не разрешено. Согласно закону браком является равноправный союз между одним мужчиной и одной женщиной, — подчеркивает адвокат.
Однако законодательные рамки останавливают не всех желающих завести себе молоденькую токал. Вот только эти вторые жены, не состоящие в зарегистрированном браке, не имеют право претендовать на имущество мужа. Закон их права не защищает.
Исповедь токал: отобрали сына и выгнали из дома
— Вывод здесь напрашивается только один. Чтобы избежать проблемных ситуаций, не надо становиться второй или третьей женой и вступать в любовные отношения с женатыми, — убежден адвокат.
Свое видение по поводу отсутствия наказания за неофициальное многоженство высказала и Дина Смаилова, глава фонда «Не молчи».
— Я не думаю, что сейчас в законодательстве нужна запрещающая статья, да и внести ее будет проблематично. Ведь законы издают депутаты, многие из которых сами имеют токал. Поэтому и та статья в предыдущем законодательстве была убрана.
Чему удивляться — и в парламенте, и в правительстве есть те, кто лоббирует узаконение многоженства
Понятно, что это мужчины. Женщины такое продвигать не будут, — отмечает Смаилова.
По мнению Смаиловой, в сожительстве с «токалками» в первую очередь страдают интересы и психика детей, рожденных в этих отношениях.
— Ладно, женщина… Решив стать токал, она сама сделала свой выбор. Но дети такого положения не выбирали. В прошлом году, когда мы поднимали тему «токалок», мне написала женщина, отец которой в свое время завел токал. Она не может его простить за то, что он привел в дом новую жену.
Законная жена, даже будучи в традиционном смысле старшей — «байбише», все равно чувствовала себя униженной
И если даже законным детям обидно, что говорить о тех, кто рождается от «вторых» жен.
7 признаков того, что у мужа появилась токал
Так, постепенно, из поколения в поколение наше общество становится травмированным. И какие могут быть основы духовных ценностей о верности, преданности и любви, которые нам стараются заложить еще в школе? Когда у ребенка перед глазами пример, что папу можно «поделить»… — заключает Дина Смаилова.