Резкий переход к дистанционному образованию привел к множеству непредвиденных последствий, которые по мере продолжения образовательных карантинов будут только ухудшаться.
В понедельник Международный совет по педагогическому образованию (ICET) провел видеоконференцию, посвященную онлайн-обучению. В ней приняли участие педагоги из 15 стран.
Выяснилось, что проблемы вынужденного дистанционного образования имеют глобальный характер. Они варьируются от конфиденциальности данных до плагиата. Резюме конференции: ни в одной стране средние школы не могут их решить.
Теоретически в каждой стране есть закон о защите детей в интернете. Но как показала пандемия, он не работает.
Например, казахстанская история с порнографией во время урока в Zoom или телеграмм-каналы с паролями и инструкциями, как подключится к онлайн урокам. И с подобным в разных вариациях столкнулись во всем мире.
Новые бумажки Минобра не добавят авторитета вузам Казахстана за рубежом — Смирнова
Эксперты отметили, что основная проблема в отсутствии национальных платформ онлайн-обучения. Поэтому во всем мире пользуются продуктами глобальных игроков, которые не соответствуют требованиям.
«Платформы подобные Zoom не могут обеспечить достаточный уровень безопасности и конфиденциальности, поскольку они не создавались специально для системы образования. Существующие же для среднего образования цифровые ресурсы, как правило, не обладают всем необходимым функционалом», — отметил Джордж Гарстронг, директор одной из школ в Техасе.
«Мы пытаемся взять обычную школу и внедрить ее в интернет, но эти две вещи сейчас просто несовместимы», — сказала Карен Ричардсон, исполнительный директор Общества технологий в образовании Вирджинии.
Участники конференции пришли к выводу, что
создание подобной платформы должны взять на себя правительства
Причем в перспективе возможно объединение национальных платформ в глобальную образовательную сеть. Поскольку в онлайн-уроках учителя нашли довольно много плюсов, которые готовы оставить и в посткоронавирусном обучении.
Дистанционное обучение усугубляет цифровой разрыв между детьми — широкополосный доступ есть не у всех. Эксперты опасаются, что
онлайн-школа толкнет некоторых учеников в пропасть
Ведь технические проблемы создают пробелы в обучении.
«Я боюсь, что нам придется пересмотреть дальнейшие учебные программы с учетом знаний, которые дети однозначно недополучат во время карантинов. А это значит, что часы по определенным предметам будут расширены за счет других предметов. К чему это может привести, пока можно только гадать», — отметила Елена Ковиль, школьный психолог из Великобритании.
В новом карантине государство выплату пособий может и не осилить — Своик
Учитель физики из Франции Поль Батен добавил проблему мошенничества.
«При выполнении тестовых заданий дома ученики ищут ответы в интернете и обсуждают задания между собой. Это может привести к негативным последствиям.
Чем дольше школы будут закрыты, тем быстрее ученики просто разучатся думать и принимать личные решения
Особенно это касается младших классов, где у детей нет достаточной мотивации, и учитель лишен возможности контролировать этот процесс», — сказал он.
Озвучивались и другие трудности при онлайн-обучении, которые поставили перед учителями ряд неожиданных проблем. Например, Джори Крулдер, учитель английского языка из Калифорнии, сказала, что не хватает личного контакта, возможности посмотреть в глаза ученику, чтобы побудить его поднять руку и ответить. По ее словам, постановка вопроса онлайн часто сопровождается мертвой тишиной.
«Все чаще ученики делают вид, что у них возникли технические проблемы.
Уроки порой превращаются в фикцию. Невозможно понять, насколько дети усвоили материал
В ICET отметили, конференция лишь подтвердила, что кризис в образовании нарастает. Школы сделали все, что смогли в условиях кризиса. Только возможности оказались ограничены. И если школы не открыть как можно скорее, проблемы, создаваемые онлайн-обучением, сильно повлияют на уровень образования и развитие целого поколения учащихся.