Депутат парламента отреагировала на новость от минобразования, что дипломы казахстанских вузов будут признаваться в европейских странах благодаря обновленному приложению (Diploma Supplement) с 2021 года.
Тотальная чистка в высшем образовании — следствие серьезных проблем, копившихся годами:
И на этом фоне Минобр вдруг сообщает, что «дипломы казахстанских вузов будут признаваться в европейских странах»:
«С 2021 года выпускникам отечественных вузов будет выдаваться обновленное приложение к диплому (Diploma Supplement). Факт сопоставимости квалификаций казахстанского высшего образования с европейскими будет отмечаться в обязательном порядке. Это стало возможным благодаря принятию отчета по самосертификации Национальной рамки квалификаций высшего образования Республики Казахстан Секретариатом Болонского процесса… Это повысит привлекательность отечественного высшего образования для иностранных студентов».
Возникает вопрос — а наличие нового приложения точно то самое, чего так не хватало казахстанскому образованию для признания за рубежом? Депутат мажилиса Ирина Смирнова считает, что системой контроля допущена масса недоработок.
— Ирина Владимировна, не секрет, что наше образование не особо котируется за рубежом. И не потому что оно казахстанское, а потому что не очень хорошее, скажем так…
— Хорошее у нас образование или плохое, это сложный и спорный вопрос. Я бы не стала обобщать. С другой стороны, сомнительно, что какая-то очередная бумажка решит все проблемы нашего образования, и оно сразу станет хорошим, все его признают и потянутся к нам.
Все наши вузы прошли в свое время аттестацию и аккредитацию. Кто ее проводил? Министерство вместе с аттестационными комиссиями.
Кто подписывал документы, разрешающие вузам работать? Эти люди понесут ответственность?
Они ответят перед теми студентами, которые попали в вузы, ставшие проблемными в 2020 году?
На мой взгляд, аккредитации и аттестации должны быть жестким ситом, через которое право обучать студентов получают только сильные и достойные. В конце концов, различных квалификационных проверок масса. Если же путь проверок пройден, почему тогда министерство вынуждено теперь идти на крайние меры? У меня предположение одно — вузы некачественно прошли аккредитацию и аттестацию и изначально не соответствовали установленным требованиям.
Я например знаю, что когда аккредитацию проходили вузы на Украине, их все закрыли из-за несоответствия только одному пункту. Ни один не дал доступ к обучению людям с ограниченными возможностями. То есть к инклюзивному образованию.
— К нашим подобные требования предъявляются?
— В перечне требований к казахстанским вузам такой пункт тоже есть, но они продолжают работать. Не странно ли? Как вузы прошли аккредитацию — это только один из вопросов к аккредитационной комиссии. И вместо того, чтобы заняться поиском ответов на вопросы, министерство пошло по пути новых проверок.
Все знают, что отдельные вузы не дают знаний, а лишь печатают дипломы. Их стали вычищать. Но
министерству надо честно и открыто назвать эти вузы, рассказать, что у них не так. Однако в этом вопросе ведомство открытость не проявляет
Начать предлагаю даже не с отзыва лицензий, а с признания плагиатом всего, что наши кандидаты и доктора наук списали с чужих работ. Этот шаг у нас не пройден. У нас нет понимания, что человек, имеющий степень, должен нести ответственность за воровство чужой интеллектуальной собственности.
Те, кто проводит аккредитацию вузов, также несут ответственность за то, что подписали. Ведь после выяснилось, что вузы не способны давать образование. Не все. Есть несколько, чьи дипломы и без новой бумажки признаются за рубежом.
— Какие, например?
— КазНУ им. аль-Фараби, медицинские университеты Алматы, Караганды и Семея, аграрные университеты Алматы и Нур-Султана. Они признаются в других странах. Свидетельством тому является обмен опытом с зарубежными коллегами и совместные мероприятия. То есть они не крутятся в собственном мирке, а достигли высокой планки межвузовского сотрудничества. Так что дело не в дополнительном документе.
— Что делать со студентами, которые учатся в вузах, попавших под раздачу? Государство возьмет на себя обязательства решить эту проблему?
— Должно. Потому что люди поступали в вуз, когда он был аккредитован и не имел нареканий со стороны регулирующих органов. Возмещение потерь и возможность доучиться только в руках ведомства. Студенты не игрушки в чужих руках. И это не их проблема, что ветер перемен подул в другую сторону.
— Вернемся к 1999 году, когда был инициирован Болонский процесс. Договоренностей достигли 21 год назад. Что сделано? Мы не продвинулись, потому что изначально не оценили свои возможности?
— Здесь есть логика, да. Однако Соглашение о Болонском процессе в принципе не требовало быстрых изменений. Наоборот, говорилось, что надо использовать свои местные особенности и так далее. То, что у нас он до сих пор не реализован до конца, это факт. Кредитная система, выборность профессорско-преподавательского состава и многое другое до конца не реализовано. У нас некое подобие того, что должно быть. Это последствия неразумных и нерациональных реформ.