Частные банки практически не участвуют в кредитовании отечественного МСБ. Зато в каждый кризис разные БВУ начинают спасать за счет республиканского бюджета. Так было уже трижды.
Предприниматели не хотят брать кредиты, потому что это невыгодно. В результате малый и средний бизнес (МСБ) в стране практически стагнирует. Об этом говорится в запросе группы сенаторов на имя премьер-министра Аскара Мамина.
По официальным данным МСБ вроде развивается. Но анализ основных показателей дает другую картину.
Особенности малого бизнеса в Казахстане: банкам он неинтересен
Например, число новых субъектов действительно растет, но увеличивается и число неработающих субъектов. Разница между зарегистрированными и действующими субъектами в 2019 году составила около 300 тыс. Слишком трудно оказалось вести бизнес в отечественных условиях.
Предприниматели жалуются на целый ряд проблем. Прежде всего это высокие процентные ставки банковских кредитов. Госсубсидирование процентных ставок ограничивается только пострадавшими секторами экономики,
но и даже там льготные кредиты представляются не всем
— По мнению предпринимателей, в начале деятельности субъектам МСБ получить кредит практически невозможно, а в последствии эта процедура сопровождается значительным сроком рассмотрения и волокитой, — утверждают сенаторы.
Кроме того, брать кредиты на нынешних банковских условиях не выгодно. Депутаты объясняют это тем, что по таким займам нет отсрочки.
— Для становления и реализации любого бизнеса необходим определенный период времени,
а выплаты по кредиту необходимо осуществлять через месяц после его получения
Перед предпринимателями встает вопрос за счет каких средств выполнять кредитные обязательства?, — говорится в запросе.
В пример привели Китай, где малому бизнесу дают пятилетнюю отсрочку на начало выплат.
Микробизнес Казахстана сможет брать кредиты под низкий процент
По информации главы Ассоциации финансистов Казахстана, во время чрезвычайного положения трехмесячную отсрочку получили только 12 тыс. От общего числа МСБ это всего 1%. Во время повторного карантина отсрочки до 1 октября дали еще 4,7 тыс. предпринимателей. Это 0,4 %.
Таким образом, считают сенаторы,
банки практически не участвуют в кредитовании МСБ. Зато при каждом кризисе БВУ начинают спасать за счет бюджета
— Так было трижды – в 2007-2008, в 2010 и 2014 годах. На эти цели государство направило 7,5 трлн тенге бюджетных средств. Для сравнения — запланированный доход бюджета страны в 2019 году составил более 9,5 трлн тенге.
В запросе говорится и о других проблемах, например, в сфере госзакупок. Здесь появились «постоянные победители». Депутаты сослались на официальные данные за 2018 год, которые гласят, что почти 50 тыс. поставщиков выигрывали конкурс более пяти раз.
— Группа подрядчиков выигрывает конкурсы и, получая определенный дисконт, передает подрядные работы субподрядчикам, которые потом их некачественно исполняют, — уверены подписанты.
97% казахстанского бизнеса полностью зависит от госзакупок — Турсынкан
По их мнению, следует не только улучшить сам механизм госзакупок, но и усилить ответственность за нарушения процедуры.
Следующая проблема — громоздкая налоговая отчетность. Когда в 2017 году принимали новую редакцию Налогового кодекса, одной из его задач была простота и доступность для предпринимателей. На деле картина совершенно иная.
Бизнесмены должны предоставлять 639 видов отчетности, и отдельно – финансовую, налоговую, статистическую
— Это ведет к налоговым ошибкам, штрафам и взысканиям. Даже патентная и упрощенная системы налогообложения требуют от субъектов бизнеса увеличения штата и включения в него бухгалтера или налогового специалиста. Современная структура налоговой системы является негибкой и «плоской», — утверждают подписанты.
Целый ряд проблем связаны с несовершенством земельного законодательства. В частности, земли сельхозназначения предоставляются через конкурсы, организуемые акиматами городов и районов. При этом законы не регламентируют порядок и критерие выставления участков на конкурсы. То есть
акимат решает самостоятельно, какой участок и когда выставлять
— В целях исключения коррупционной составляющей, а также создания возможности для субъектов малого и среднего бизнеса получения земель сельхоз назначения, необходимо предусмотреть в земельном законодательстве нормы, регламентирующие порядок, критерии и обязательные сроки проведения конкурсов на свободные сельскохозяйственные земли, — считают сенаторы.