Ведущие производители пищевой индустрии, импортеры в сфере АПК выступают против мер правительства по внедрению новой маркировки в Казахстане. У нас в стране уже существует эффективная система отслеживания товаров, уверены они. По самым скромным расчетам, затраты только на маркировку, например, муки составят 9,5 млрд тенге. А весь доход от новой инициативы пойдет в частный карман.
Бизнес-сообщество выступает против решения Евразийского экономического комитета (ЕЭК) и нашего правительства по синхронизации маркировки продукции. Об этом представители бизнес-ассоциаций производителей пищевой продукции, торговли и малого бизнеса подробно написали в обращении президенту Токаеву.
Эксперты считают, что казахстанские чиновники игнорируют позицию предпринимателей, поддерживая сомнительные инициативы.
В частности, введение маркировки контрольно-идентификационными знаками осуществляется без расчета эффективности внедрения и оценки воздействия новеллы на каждого гражданина Казахстана и на экономику страны.
Это особенно чувствительно сегодня, в период пандемии, когда весь бизнес перешел на режим жесткой экономии. Ведь только приобретение оборудования для маркировки вынудит уйти с рынка большую часть производителей МСБ.
Так, 14 сентября на Совете ЕЭК стороны договорились о введении маркировки на отдельные виды молочной продукции. Это ставит производителей молочной продукции в безвыходное положение.
По предварительным расчетам,
ежегодные расходы только на приобретение цифровых кодов для молочной продукции составят 3,3 млрд тенге
И основная нагрузка ляжет на производителей, которые работают в рамках организованной торговли.
Но страны-участницы ЕАЭС вправе самостоятельно определять даты введения маркировки. Российский подход тотальной маркировки всех видов товаров не подходит нам.
Согласно международному опыту, маркировка и система прослеживаемости вводилась на очень узкий круг товаров с доказанным уровнем контрафакта.
Маркировка как инструмент борьбы с контрафактной продукцией и нелегальным оборотом должна носить добровольный характер,
уверены представители бизнес-сообщества Казахстана.
Маркировка должна вводиться только в отношении тех категорий товаров, где доказана ее целосообразность. В этом случае ответственность лежит на государстве, а не на добросовестных производителях.
По словам исполнительного директора ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков соков» Алии Мамытбаевой, в свое время маркировку ввели для шуб.
— В шубах был высокий уровень контрафакта. Сами производители посчитали нужным провести маркировку. Это опыт решили перенести на все виды товаров.
Плата за эту меру пойдет в карман частному лицу
Почему производители должны платить, когда мы уже работаем в легальной и эффективной системе, которая уже есть в Казахстане.
Президент Казахстанской Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева выделила главные претензии в отношении нововведения:
— Мы хотим не на словах, а на деле видеть концепцию «слышащего госудасртва»,
— говорят представители пищевой индустрии, импортеры в сфере АПК.
И предлагают: