С 23 июля компания наделена функциями оптовой закупки лекарств для дальнейшей продажи в розничных сетях.
Постановление подписал премьер-министр Аскар Мамин. А ведь прошло всего две недели с того шумного заседания правительства 10 июля, на котором президент Касым-Жомарт Токаев назвал работу компании провальной. За что такая честь войти на аптечный рынок? Разве крупные дистрибьюторы лекарств устоят на ногах, встретившись с таким богатым конкурентом?
Президент Общественного фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова назвала решение правительства безобразием. Она считает, что за 10 лет работы ТОО «СК-Фармация» доказало свою неэффективность и подлежит закрытию.
— Бахыт Ниязбековна, как вы думаете, зачем давать дополнительные полномочия организации, работе которой за две недели до этого поставили неудовлетворительную оценку?
— ТОО «СК-Фармация» работает 10 лет. Еще когда только обсуждалась идея создания этой организации, я одна из первых выступила категорически против. Хотя общественность убеждали, что благодаря оптовым закупкам снизятся расходы бюджета за счет снижения стоимости препаратов.
В 2010 году была принята первая госпрограмма развития фармацевтической промышленности.
За пять лет мы должны были наладить выпуск едва ли не 70% всех лекарств, необходимых стране. Я сразу сказала, что это невозможно — слишком мало времени отведено,
да и кто будет покупать эту продукцию? Так и вышло. Более 90% средств, которые сегодня тратятся на покупку лекарств, уходят зарубежным производителям.
Целесообразность создания и существования «СК-Фармации» была и остается под большим вопросом. Ставя во главу угла только цены, напрочь забыли про огромную территорию страны и необходимость решения вопросов логистики.
Лекарства нужно не только привезти, но и разместить в подходящих условиях хранения. Кроме того, создав единого оператора по закупу препаратов и медизделий, государство сняло ответственность с регионов и конкретных людей, в чьи обязанности входят эти вопросы.
Так что сейчас нужна децентрализация власти и делегирование многих функций регионам.
А теперь давайте посчитаем,
сколько руководителей за 10 лет сменилось в «СК-Фармации»? И почти все со скандалом. А вопросы лекарственного обеспечения остаются острыми
и по сей день. В этих условиях нужно не наделять организацию дополнительными функциями, а поставить вопрос о ее закрытии.
— То, что «СК-Фармация» будет закупать лекарства для розничной продажи в аптеках, это вмешательство государства в рынок?
— Конечно. И так делать нежелательно.
— Объясняют это тем, что рыночные поставщики в аптечные сети не справились в острый период и в стране был дефицит лекарств. И, дескать, «СК-Фармация» своими объемами создаст некую подушку безопасности.
— Это нелогичное объяснение. Общественный фонд «Аман-Саулык» зарегистрирован в 2007 году, а с 1 января 2008 мы первыми в стране создали горячую линию по приему обращений граждан. За 11 лет на нее поступило свыше 33 тысяч обращений. В том числе и по вопросам лекарственного обеспечения.
Если вернуться в прошлое на десятилетие и обратиться к нынешним проблемам на фармацевтическом рынке, вы увидите, что ничего не изменилось
Значит, «СК-Фармация» неэффективная структура и только создает имитацию бурной деятельности? Теперь, вместо того, чтобы разобраться, по чьей вине в аптеках не было лекарств, «СК-Фармации» дают новые полномочия, нарушая законы рынка. Это безобразие, я считаю.
А вот председатель Республиканской специальной мониторинговой группы Айгуль Соловьева считает, что принятое правительством решение защитит интересы рядового потребителя, вынужденного на карантине покупать дешевые лекарства втридорога.
— Айгуль Сагадибековна, мы все помним критику президента 10 июля в адрес «СК-Фармации» и последовавшее увольнение руководителя. Непонятно, зачем наделять новыми полномочиями организацию, которая не справилась со старыми?
— Первый вопрос, который я задаю, это необходимость самой «СК-Фармации». Мы будем делать анализ и смотреть. Второе – все-таки сменили руководителя.
Кроме того, при «СК-Фармация» создали общественный совет, в который вошли и члены нашей специальной мониторинговой группы. Теперь при принятии решений будут больше консультироваться с общественностью.
Наделение ТОО «СК-Фармация» дополнительными полномочиями я расцениваю как инструмент для стабилизации цен на лекарства
Насколько я знаю, компания будет закупать не все препараты, присутствующие на рынке. В ее функционал будут включены те, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. И из этих резервов малоимущие группы населения или пенсионеры, получающие лечение на дому, будут получать лекарства без перебоев.
— Так в постановлении написано, что «СК-Фармация» наделена полномочиями оптовых закупок лекарств для розничной продажи.
— В розничной продаже тоже есть перечень гарантированных препаратов. И на них как раз цены в период ЧП и карантина прыгали в разы.
Логика мне подсказывает, что поскольку закупки будут оптовыми, фармкомпании смогут отпускать препараты по более низким ценам
Не думаю, что новые полномочия даны «СК-Фармации», чтобы заменить рыночную систему и функционирование аптек.
— Так в аптеки они тоже будут поставлять. Не является ли подобная мера вмешательством государства в рынок, ведь на нем и без «СК-Фармации» есть игроки?
— Не думаю, что это вмешательство в рынок. У государства есть свои гарантии, которые оно дает людям и по которым взяло на себя обязательства. И если на фармацевтическом рынке «СК-Фармация» предложит аптекам поставку лекарств очень ограниченного перечня, это не вмешательство в рынок.
А если посмотреть на эту ситуацию через призму потребителя, становится ясно — решение правительства очень верное
Если потребителю в аптеках предлагают препарат, входящий в гарантированный объем, по цене, завышенной в 2-3 раза, вы зададите разумный вопрос – а чем же государство занимается, если, условно, простой аспирин я покупаю по цене дорогого антибиотика?
ТОО «СК-Фармация» в данном случае не берет на себя функции регулятора аптек и продаж. Оно занимает только одну нишу, где у государства есть определенные обязательства поставлять гражданам лекарства по определенной цене.
— И чтобы исключить дефицит?
— Возможно, и дефицит, мы не знаем. Предполагаю, правительство сделало анализ, что в связи с пандемией коронавируса эти поставки могут спасти ситуацию. Если завтра частник не справится со спросом на лекарства, «СК-Фармация» подстрахует.
Вообще, по закону, такие решения государство никогда не принимает просто так.
Любой документ, наделяющий кого-либо полномочиями, проходит обязательный анализ регуляторного воздействия. В данном случае — как это скажется на бизнесе?
В случае возражений фармкомпаний этот документ можно потребовать.
Если будет доказано, что постановление наносит урон рынку, норма должна быть отменена. А государство должно возместить бизнесу потери. Поэтому не думаю, что государство в него влезло механически, без согласований с игроками рынка.