Скорее всего, мировое сообщество окажется разделенным на несколько крупных регионов.
Пандемии коронавируса непосредственно предшествовал масштабный мировой кризис. Теперь же коронавирус стал чем-то большим, чем даже смертельная болезнь. С его помощью элиты решают свои задачи вплоть до глобальных. Кроме того, коронавирус может послужить неким «детонатором» геополитических изменений.
В этой ситуации руководству Казахстана предстоит нелегкая работа, утверждают авторы доклада «Центральная Азия: сценарии развития после пандемии». Пандемия лишний раз подчеркнула многие негативные тенденции, которые пора ломать.
Авторы подчеркнули, что пандемия напрямую повлияла на падение экспорта в регионе, сокращение добычи нефти и снижение цены на сырье. Если брать Казахстан, рост снизился до минимального уровня с 1998 года.
— По данным Центра исследований прикладной экономики, рост ВВП по итогам года может оказаться минус 0,9%. Падение реального ВВП в 2020 году составит от 2,5% по прогнозу МВФ до 1,8% по прогнозам Всемирного банка и Азиатского банка развития, — считают аналитики.
На динамику реального ВВП повлияют:
Ключевым сектором экономики остается нефтяной,
на него напрямую приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 40% доходов бюджета
Кроме того, пока непонятно, какая доля МСБ благополучно заработает после ограничительных мер. Спрос населения на товары народного потребления уже упал.
— По оценкам агентства S&P Global Ratings, консолидированный бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 6,8% ВВП в 2020 году. В 2019 дефицит составил только 0,6%. Разница связана с тем, что правительство вынуждено стимулировать экономический рост и поддерживать благосостояние населения. Одновременно ожидается, что и в 2021-2022 годах бюджет скорее всего будет исполняться с небольшим дефицитом, а затем будет профицит, — считают авторы.
https://365info.kz/2019/12/smena-kursa-tenge-i-drugie-glavnye-trendy-ekonomiki-kazahstana-v-2019-godu
Кроме того, эксперты ЕЭС предсказывают, что работы могут лишиться до полутора миллиона человек.
Авторы утверждают, что чем серьезнее экономические последствия ограничений,
тем сильнее проявляются те зоны интересов, которые уже совсем скоро станут предметом дележа между элитами или странами
Далее они назвали два мировых тренда, которые нужно будет учесть. Главный — «распад единой глобализированной системы на несколько крупных регионов».
https://365info.kz/2020/03/pandemiya-koronavirusa-repetitsiya-peredela-mira-svoik
— Центральная Азия неизбежно окажется в каком-то макрорегионе, и вариантов здесь несколько. Есть макрорегион ЕАЭС, где две страны уже находятся, а Узбекистан получает статус наблюдателя. Практически есть еще вариант макрорегиона «Центральная Азия», который формируется в процессе реализации стратегии «Один пояс – один путь», — указывается в докладе.
Как инициативы Казахстана в ЕАЭС способствуют выходу из кризиса
Второй тренд — ужесточение контроля над населением практически во всех странах
Дополнительные возможности создает переход в расчетах на карточки.
На положение дел в регионе повлияет кризис в России и Китае. В РФ, по ряду оценок, экономическое замедление в 5%, а в КНР уже 6,8% (впервые за 28 лет). В целом
мировая экономика уйдет в минус на 2,4%
Также эксперты привели целый перечень способов влияния пандемии на экономику региона. К Казахстану можно отнести следующие пункты:
Спад в сфере услуг уже налицо. Больше всего пострадали туризм, гостиничный бизнес, операции с недвижимостью и транспорт.
— Ослабление потребительского и инвестиционного спроса ведет к приостановке работы организаций, многие из которых вынуждены сократить численность персонала. Если не сломать нынешние тенденции, страны Центральной Азии рискуют выпасть даже из «полупериферии» мирового развития, — говорится в докладе.
Также эксперты особо подчеркнули, что Центральная Азия – это регион транспортных коридоров. Но если будут просто возить чужие товары,
развитие региона как самостоятельного не состоится
Нужно выстраивать транспортные коридоры для движения собственной продукции тоже.
— Принципиальна для всех стран Центральной Азии перспектива сочетания коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг». Такой выбор может поддержать Казахстан, получив в дальнейшем значительный выигрыш, причем не только в сфере экономики, — считают авторы.
Для снижения негативных эффектов эксперты также посоветовали задуматься о «более высоком уровне защищенности социальной сферы».
— Социальная сфера — ключевой показатель конкурентоспособности государств и инструментом управления экономическими и социальными рисками. В прямой связи с ней находится система образования и здравоохранения, уровень которых определит
конкурентоспособность не только на страновом уровне, но и в системе международных координат,
— утверждают авторы.