Официальный повод протестов — арест губернатора Хабаровского края. Но политологи считают, что истинная причина глубже – несогласие с политикой Кремля.
В начале 1990-х Сергей Фургал, как и многие в то время, занимался челночным бизнесом. Достаточно быстро перерос его. Сначал стал торговать лесоматериалом, а затем и металлоломом. В начале 2000-х стал спонсорм краевого филиала ЛДПР. В 2005 году от партии Жириновского пробился в краевые депутаты, а спустя два года стал депутатом Государственной Думы.
Пост губернатора Хабаровского края Фургал занял в 2018 году. И сделал это триумфально. Во втором туре буквально разгромил оппонента из «Единой России», набрав 66% голосов избирателей. То есть
Фургала на губернаторских выборах поддержали больше, чем Путина на президентских
При этом его предвыборная компания активностью не отличалась. Но Фургал был единственным узнаваемым протестным кандидатом в бюллетене, а его партия не поддерживала пенсионную реформу – это и решило исход выборов.
Губернаторство Фургал начал с сокращения штата заместителей и запрета для чиновников пользоваться бизнес-классом в командировках. Кроме того,
он распродал дорогие служебные автомобили и урезал зарплату членам краевого правительства и себе
При этом он не стеснялся публичности, активно встречаясь с населением.
В 2019 году ЛДПР одержал в регионе еще одну победу – на этот раз на выборах в местные парламенты. «Единая Россия» провалилась с треском – всего 13% набранных голосов. Примерно в это же время произошли два события, которые в регионе восприняли как показательную порку со стороны Москвы.
Чем опасно грядущее увеличение добычи нефти?
Столицу Дальнего Востока перенесли в нелюбимый хабаровчанами Владивосток, а на экс-губернатора края Виктора Ишаева (он поддерживал Фургала) завели уголовное дело.
Чашу терпения Кремля, видимо, переполнили результаты голосования за поправки в Конституцию. Явка в регионе составила 44% (примерно на 24% меньше общероссийского «норматива»), одобрение – 62% (примерно на 15% меньше общего уровня поддержки). Ряд политологов объяснил это тем, что
в регионе не стали подтасовывать результаты, честно подсчитав результаты
9 июля 50-летний Фургал был задержан. Его подозревают в убийствах предпринимателей в 2004–2005 гг. Также арестован ряд предполагаемых подельников, что позволяет вменить ему статью «организация преступного сообщества». Губернатора вывезли в Москву, где в качестве меры пресечения назначили арест.
11 июля, спустя два дня после ареста, в Хабаровске начались протесты. Оценка в количестве участников разнится от 10 до 60 тысяч человек, но их среднее число оценивается в 20-35 тысяч. Это самые массовые протесты в истории края.
Люди требовали судить Фургала в Хабаровском крае, а не в Москве, и подписывали петицию за его освобождение. Звучали призывы к бессрочной акции. Суммарно акция длилась более 3 часов. Митинги прошли и в других городах региона.
Индексы деловой активности и бизнес-климата улучшаются – говорит ли это о восстановлении экономики?
Редкий случай, но обошлось без эксцессов. Пресс-служба Фургала поблагодарила жителей края за поддержку («Такого единодушия еще не видел ни Хабаровский край, ни Дальний Восток, ни Россия») и призвала разойтись. Впрочем, без внимания происходящее силовики не оставили: МВД прямо обвинило в организации протестов «команду С. И. Фургала», а
пресс-секретарь губернатора сообщила, что ей поступили угрозы уголовного преследования за призывы к несанкционированному митингу
12 июля митинги продолжились – теперь в виде автопробега и шествия по главной улице города. Как отмечают местные СМИ, представителей правоохранительных органов стало больше, но вновь обошлось без задержаний. При этом о такой возможности участникам акций постоянно напоминали – под предлогом запрета проведения акций из-за коронавируса.
Вечером шествие повторилось – в нем приняли участие от 1 до 3 тыс. человек. На этот раз акция оказалась непродолжительной, но также относительно мирной. Новых требований у протестующих не появилось: ключевое — открытый суд над Фургалом, который должен проводиться в Хабаровске.
Мнения, являются эти митинги спонтанными либо тщательно спланированными, расходятся. Организовать выход на улицы десятков тысяч человек, да еще и в разных городах, за два дня просто невозможно. Подвигнуть на это людей могла «топорность», с которой на Фургала возбуждено дело. Если преступления произошли 15 лет назад, почему все эти годы не было подозрений со стороны правоохранительных органов? А если они были, как Фургал проходил проверки, становясь депутатом Госдумы и губернатором?
Местные жители воспринимают арест Фургала как оскорбление населения и демонстративное проявление неуважения к его воле
Кроме того, протестный кандидат оказался неплохим губернатором: открытый, встречающийся с людьми, сокращающий расходы на чиновников, избегающий грубости и хамства (это особенно актуально на фоне ряда чиновников, находящихся у власти ранее).
Впрочем, в то, что протест выльется во что-то серьезное, верят немногие. Скорее всего, как считают аналитики, местные жители вскоре вернутся к привычной жизни, а тему ареста будут обсуждать не на митингах, а на кухнях. Но это не значит, что Москве можно будет вздохнуть спокойно. Скорее наоборот: теперь на каждых выборах Хабаровск будет голосовать за оппозицию. И судя по результатам последних выборов, делать это искренне.
При подготовке текста использованы материалы «Коммерсанта» и The Bell