Великобритания, США, Китай и Россия стоят на пороге запуска массового производства.
За право быть первым в данный момент бьются по крайне мере 197 кандидатов на эффективную и безопасную вакцину. Формально производство вакцины от Ковид-19 объявлено всемирным достоянием. Однако на деле глобальная гонка за обладание ею уже приводит к геополитическим столкновениям.
Первые два кандидата, которые раньше других пройдут три фазы испытаний, это скорее всего вакцины от Оксфордского университета и Китая. Обе выглядят безопасными и вызывают иммунные реакции. Об этом говорят предварительные результаты опубликованные в The Lancet.
Почему COVID-19 наступает: в здравоохранение инвестируют меньше, чем в гостиницы и рестораны
Вакцина от Moderna, американской биотехнологической фирмы, только вступила в третью фазу испытаний после обнадеживающих первоначальных результатов.
Россия на днях объявила, что закончила клинические испытания и до конца месяца приступит к третьей фазе.
В настоящее время клинические испытания заканчивают по крайней мере еще 16 вакцин
в Австралии, Франции, Германии, Индии, Южной Корее, Великобритании, США и Китае.
Некоторые страны экспериментируют с различными типами вакцин и уже имеют по пять кандидатов во второй фазе испытаний.
Эксперты говорят, что перспективы создания вакцины уже не столь туманны, как три месяца назад.
«Безусловно,
мы получим более одной вакцины», — заявил Барри Блум, профессор общественного здравоохранения в Гарварде
Однако он отметил, что пока не ясно, как долго продлится третья фаза испытаний. Говоря о примерных сроках одобрения первой вакцины, Блум отметил:
«Январь 2021 выглядит все более реалистичным».
Ричард Хортон, главный редактор The Lancet, осторожен в прогнозах:
«Если вакцина будет к концу 2021 года, это будет отлично».
Зик Эмануэль, заведующий кафедрой медицинской этики и политики в области здравоохранения Университета Пенсильвании, полон оптимизма.
«Через семь месяцев после того, как мы получили геном, четыре вакцины на третьем этапе буквально беспрецедентны. Если через шесть-восемь месяцев мы получим лицензию, это будет абсолютно беспрецедентным в мировой истории».
Как подчеркнул Зик Эмануэль,
одобрение вакцины вряд ли сразу спасет мир от коронавируса
И назвал следующие причины.
Трансферты из Нацфонда испортили все ниши для инвестиций ЕНПФ внутри страны — экономист
Глобальная картина еще мрачнее. Несколько стран и фармацевтических компаний взяли на себя обязательства по «справедливому и равному» распространению, но…
«В теории это предполагает, что пожилой, то есть уязвимый человек, например в Уганде, должен получить вакцину раньше молодого здорового человека в Соединенных Штатах. Но как будет на практике, предположить сложно», — сказал Ричард Хортон.
И добавил:
«Опасность в том, что многие страны проиграют. Победит только сильнейшая страна — страна с наибольшим количеством денег».
В свою очередь, Блум говорит, что сильные государства, возможно, начнут копить запасы вакцины в ущерб здоровью населения в слаборазвитых странах. И
«…это должно стать причиной глобальной озабоченности, поскольку такие действия станут глобальным позором…»
Тревоги специалистов вполне обоснованы. Правительства развитых стран сегодня уделяют приоритетное внимание своему населению.
Так, администрация Трампа вкладывает не менее 3,5 млрд долларов в разработку и производство трех ведущих кандидатов на вакцины с обещанием сотен миллионов доз, если они окажутся безопасными и эффективными. При этом
ключевая основа риторики президента США – американская вакцина только для американцев
Несмотря на то что оксфордская вакцина сейчас наиболее вероятный победитель гонки, Великобритания минимизирует риски. Для этого страна покупает будущие 90 млн доз, которые разрабатывают немецкие и французские компании.
Кроме того:
Управление крупнейшим в истории проектом по вакцинации, безусловно, потребует глобального сотрудничества. Причем в первую очередь между сильнейшими державами. Однако как раз между ними доверие явно отсутствует.
Подобные высказывания настораживают экспертов. Они уверены, что
работа над вакцинами должна быть вне рамок национальной гордости, а тем более геополитики
«Вакцины спасут бесчисленное количество жизней и приведут к экономическому восстановлению. Но что еще важно, это редкая возможность для проявления политиками доброй воли, которая путем мягкой силы поможет укрепить влияние государства за рубежом.
То есть сильные державы должны сейчас дать гарантии, что все государства получат вакцину и могут защитить себя. Кто сделает это первым, тот и станет величайшей державой в постковидном мире», — резюмировал Эмануэль.
Другими словами, новая глобальная гонка за лидерство началась, но она не закончится после утверждения первой вакцины.