Закрытие крупных магазинов в выходные способствует увеличению потока покупателей в пятницу вечером и понедельник. А это дополнительные риски заражения коронавирусом.
Очередные выходные 27 и 28 июня прошли в режиме усиления карантинных мер в Алматы, Нур-Султане и других городах Казахстана. В южной столице не работали торгово-развлекательные центры, рынки, супермаркеты, торговые дома, фитнес-центры и общественный транспорт.
О решении властей горожане узнали в пятницу вечером. Результат не заставил долго ждать — очереди у касс супермаркетов, толчея в отделах или у входа.
Экономист Алмас Чукин считает предпринятые меры неэффективными, ведь если закрыть доступ в крупные магазины,
искусственно создается повышенный трафик в торговых точках с меньшей площадью
— В больших супермаркетах и ТРЦ ничего плохого нет. Закрывать их в выходные просто глупо. Вместо этого
нужно обязать крупные магазины четко контролировать количество покупателей внутри
На Западе, к примеру, во многих крупных ресторанах висят таблички с указанием предельной заполняемости. Это норма пожарной безопасности действовала задолго до карантина — чтобы было понятно, сколько человек в случае опасности одновременно смогут покинуть помещение.
Во время карантина это пригодилось для контроля: если зал рассчитан на 200 человек, посетителей должно быть не больше пятидесяти. То есть заполняемость не более 25%, как предписано, — поясняет он.
По наблюдениям экономиста, крупные ТРЦ стараются обезопасить посетителей. А в небольших продуктовых магазинах люди часто беспрепятственно заходят без масок и нарушают дистанцию.
— Во многих ТРЦ на входе теперь одностороннее движение: посетители попадают внутрь через арку с распылителем дезинфицирующих веществ, а выходят через другую дверь
Не мешало бы перераспределить потоки во всех крупных супермаркетах. Это сокращает контакт между посетителями. Кроме того, у всех входящих измеряют температуру. В целом ТРЦ более организованные, им можно просто объяснить правила и они их выполняют.
К контролю исполнения нужно подходить в индивидуальном порядке, опять же как на Западе. Там в случае нарушения правил закрывают только отдельно взятый магазин, а не все подряд.
— В отличие от супермаркетов, в мелких магазинах нет службы безопасности. В лучшем случае один охранник, поэтому и нормы соблюдать сложнее, — считает экономист.
К тому же в магазинах «у дома» покупатели зачастую переплачивают, так как некоторые позиции в них дороже, чем в крупных сетевых.
Второй карантин должен быть умнее — экономист предложил не повторять ошибок
Но, как отмечает Чукин, это уже второй вопрос — сейчас главное уберечь людей от заражения.
— Конечно, уберечь удается не всех, не всем хватает осознанности.
Если люди толпятся возле магазинов, для их же безопасности можно и власть применить
Надо обязать реагировать службе безопасности магазина или полиции, предупреждать, что иначе магазин закроют. Если люди по-другому не понимают, без жестких мер не обойтись, — заключает Алмас Чукин.