В Институте мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева объяснили, почему наша страна по праву является лидером глобального антиядерного движения. Данный статус был получен благодаря последовательной политике, в основе которой лежат инициативы и решения Н. Назарбаева в области ядерной безопасности.
Ядерная безопасность стала главным маркером казахстанской дипломатии и одним из основных элементов его активности на международной арене.
Казахстан создал уникальный прецедент в мировой истории, отказавшись от одного из крупнейших ракетно-ядерных потенциалов. Это решение имело определяющее значение не только для становления и дальнейшего развития Казахстана, но и далеко идущие глобальные последствия.
Так, 29 августа 1991 года закрылся самый крупный в мире Семипалатинский ядерный испытательный полигон. Это событие, которое во многом создало базовые предпосылки для объявления моратория на испытания ядерного оружия со стороны других ядерных держав.
Необходимо отметить, что решение принималось в крайне сложных условиях, когда еще фактически не существовало независимого Казахстана и страна еще входила в военно-промышленный комплекс СССР.
Вместе с тем уже тогда у молодого государства сложилось долгосрочное видение международного позиционирования:
Казахстан видел себя в качестве миролюбивой страны, открытой внешнему миру, ответственного и активного игрока в международных делах
Однако более решительным шагом стало решение полностью отказаться от 4-го в мире ядерного арсенала и статуса де-факто ядерной державы.
Следует напомнить, что стране в наследство от распавшегося Союза досталось более 100 ракет стационарного базирования с около 1400 ядерных боеголовок.
Кроме того, на территории Казахстана было размещено 40 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами.
Также нельзя забывать, что ядерные технологии могли стать важным козырем в руках руководства молодой страны в выстраивании отношений с внешним миром. Ни для кого не секрет, что к ядерному арсеналу Казахстана проявляли интерес ряд арабских стран.
Несмотря на то что как внутри, так и за пределами Казахстана было немало сторонников сохранения ядерного арсенала, Назарбаев принял стратегически выверенное решение с точки зрения долгосрочных интересов страны.
Таким образом, Назарбаев сделал ставку не на краткосрочные выгоды, а на долгосрочные факторы, связанные с международным образом и имиджем страны.
Елбасы понимал, что
позитивное восприятие страны является важным стратегическим ресурсом,
от которого во многом зависит ее социально-экономическое развитие.
Так, за годы независимости страна привлекла более $320 млрд иностранного капитала, это абсолютный рекорд в регионе.
Казахстан стал активным участником абсолютно всех базовых международных договоров, а также институтов в области нераспространения ядерного оружия.
Более того, наша страна стала одним из главных контрибьютеров стратегической стабильности на евразийском пространстве, активным сторонником в укреплении режима нераспространения ядерного оружия в глобальном контексте.
Принципиальным вкладом Казахстана в этом направлении стало создание свободной от ядерного оружия зоны в Центральной Азии (ЦАЗСЯО), благодаря которой удалось избежать нарастания конфликтного потенциала в самом центре Евразии, а также создать базовые условия для интеграции региона в мировые процессы.
Политика Казахстана также оказала стабилизующий эффект для стран региона, которые в рамках Договора о создании (ЦАЗСЯО) от 2006 г. получили негативные гарантии от международного сообщества.
Другим важным решением в области нераспространения ядерного оружия стало предложение Казахстана создать на своей территории первый в мире Банк низкообогащенного урана под эгидой МАГАТЭ.
Это уникальный механизм, обеспечивающий странам возможность развивать мирную атомную энергетику без необходимости развертывания собственных программ по обогащению урана.
В конечном итоге все эти шаги создали устойчивую репутацию, имидж страны в качестве нейтрального и прагматичного игрока, который может выступить посредником по наиболее острым международным проблемам.
Сегодня на мировой арене Казахстан воспринимают как государство, «которому можно доверять». Благодаря миролюбивой политике Первого Президента
Казахстан не только вышел на траекторию опережающего развития, но также получил моральное право выступать с масштабными инициативами в сфере глобальной безопасности.