Нагрузка на работу бригад скорой помощи в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте выросло за июнь в два раза.
Сегодня, 25 июня, на втором заседании Общественного совета Фонда социального медстрахования участники обсудили вопросы, которые особенно волнуют сегодня казахстанцев.
Члены Совета вместе со спикерами из министерства здравоохранения, фарминдустрии, научных медицинских организаций пытались найти ответы на актуальные вопросы обеспечения медицинской помощи населения в период КВИ.
И, в частности, обсудили, какие основные проблемы сегодня есть в медорганизациях по противодействию КВИ, и какова роль ФСМС (фонда социального медицинского страхования).
Вопросов было много. Они касались тестирования на новый вирус, качества и тарифов тестов, количества коек в инфекционных и провизорных стационарах, дефицита на некоторые виды лекарств, компьютерной томографии и прочие.
Один из вопросов, который сегодня чаще всего задают жители крупных городов Казахстана касается услуг скорой медицинской помощи.
Людей интересует, почему скорую помощь приходится ждать часами, даже днями, а порой, она и вовсе не приезжает?
Так, по словам Айбатыра Жумагулова, председателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» на самом деле, в контакт-центр 1406 поступают жалобы по поводу задержки скорой.
— Сейчас в сутки нам стало поступать до 6 тыс. звонков (в обычное время около 2 тыс.), при этом половина из них связана с жалобами по скорой и госпитализации: 30% скорая, 20% госпитализация.
Люди не могут дозвониться на 103, так как колл-центры перегружены, и звонят нам на 1406. Чтобы помочь коллегам из 103, мы усилили наш контакт-центр врачами, которые консультируют граждан при проявлении определенных симптомов.
В целом по состоянию на 22 июня, контакт-центром принято 280 тыс. звонков, и 70% из них – по вопросам КВИ.
Мы стараемся все их решать сразу же, точечно отрабатываем с медорганизациями. Но, буду честным, не все проблемы решаемы. Во многом вопросы возникают вопросы из-за перегруженности инфраструктуры в регионах.
Айбатыр Жумагулов сообщил, что Фонд социального медицинского страхования только оплачивает эти услуги и косвенно влияет на систему организации услуг скорой помощи в регионах.
Кроме того, Фондом выплачиваются надбавки работникам скорой помощи.
Что касается финансирования, председатель правления ФСМС говорит, что Фонд финансирует услуги скорой медицинской помощи в рамках ГОБМП.
— У нас по стране 18 самостоятельных станций, 87 городских подстанций и 288 районных отделений. Всего на 2020 года на оплату услуг СПМ и наземной санавиации у нас заложено порядка 59 млрд тенге.
С января по мы выплатили им уже 27,6 млрд тенге, почти половину. Оплата производится по подушевому нормативу, задолженностей у Фонда по данному направлению нет.
При этом сейчас ставится вопрос о повышении тарифов для скорых в связи с растущей нагрузкой на них. Начиная с этого года нам удалось унифицировать тариф.
Кроме того, врачи и водители скорой помощи являются получателями надбавок в связи с КВИ. За март-май мы выплатили им порядка 8 млрд тенге по 2 и 3 группам риска. Это 40% от всех надбавок.
Айбатыр Жумагулов признался, что нагрузка на станции скорой помощи увеличилась, поэтому государство планирует увеличить финансирование в Алматы и Нур-Султане, а Фонд готов поддержать.
— Смотрим резервы, чтобы изыскать средства для дополнительного финансирования.
И.о. председателя правления Национального координационного центра экстренной медицины Бауыржан Джусипов сообщил, что сегодня по Казахстану работает ежедневно 1400 бригад скорой медицинской помощи, и 1900 единиц санитарного автотранспорта. Но существует дефицит санитарного транспорта, который Центр постепенно закрывает.
— В прошлом году мы приобрели 300 единиц санитарного автотранспорта, а в этом году мы планируем закупить около 800 единиц санитарного транспорта. Мы постепенно обновляем инфраструктуру скорой помощи. В многих регионах страны наблюдается определенный износ автотраспорта для скорой помощи.
Бригады скорой помощи в эти пять месяцев обслужили 3 миллиона вызовов. По сравнению с прошлым годом эта цифра не изменилась.
С начала июля мы ожидаем значительный рост количества вызовов в сутки. Если с начала июня бригады скорой помощи обслуживали по республике в сутки порядка 18 тыс. вызовов. А по данным за вчерашние сутки, 24 июня, количество вызовов выросло до 26 тыс. То есть, идет рост на 40% в сутки.
Это существенная нагрузка на службы скорой помощи, и на существующую в данный момент инфраструктуру.
В первую очередь, за счет тех пациентов, которые отмечают у себя признаки острых респираторных заболеваний.
Самый большой рост вызовов отмечен за последнюю неделю.
Джусипов сообщил, что существует утвержденный алгоритм по лечению коронавирусной инфекции для бригад скорой помощи.
— Если у пациента есть симптомы респираторного заболевания, врачи бригады скорой помощи оценивают общее состояние пациента, одышку, уровень насыщения кислородом легких.
Мы в последнее время получаем жалобы, что скорая не забирает пациентов.
Решение о дальнейшей тактике лечения принимается после оценки состояния пациента.
Если симптомы легкие, отсутствует одышка, то пациент оставляется на дому с последующей информацией участкового врача поликлиники.
Если у пациента выявляется тяжелое или средне-тяжелое состояние – значительная одышка, выраженная лихорадка, а также, если у него есть факторы риска – сложные хронические заболевания – тогда бригада принимает решение о транспортировке пациента в стационар.
Этот протокол был утвержден с момента выявления коронавирусной инфекции в Казахстане.
По поводу несвоевременного приезда скорой помощи – она зависит от категории срочности.
Она определяется из того, есть ли угроза жизни пациента – тогда вызов должен быть обслужен в течение 10- 15 минут.
Кроме того, огромная нагрузка на линии 103. Поэтому во всех регионах Казахстана на базе станции скорой помощи были организованы специальные колл-центры. Телефоны можно найти на странице Центра в фейсбуке. На звонки отвечают врачи, которые могут квалифицированно вас проконсультировать.
Один из главных выводов, которые сделали участники заседания – население не должно поддаваться панике, скупать ненужные лекарства, заниматься самолечением, без надобности делать КТ.