Нур-Султан
Сейчас
-6
Завтра
2
USD
433
0.00
EUR
506
0.00
RUB
5.47
0.00

Продажа аэропорта Алматы: формальная смена владельца или выгодная сделка?

13328
Фото: Sputnik Казахстан

Впервые о том, что турецкий консорциум TAV Airports собирается купить долю в АО «Международный аэропорт Алматы», стало известно в октябре 2019 года.

«Я думаю, что это будет хороший шаг в части улучшения качества обслуживания сервиса и привлечения дополнительных инвестиций. Насколько мне известно, приходит компания, которая владеет несколькими аэропортами в управлении. И кажется, два аэропорта во Франции», – сказал 12 октября в кулуарах заседания правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут Атамкулов.

Стоит ли овчинка выделки?

Действительно, 46,12% акций TAV Airports принадлежат французской Group ADP, управляющей 26 международными аэропортами мира. То есть покупатели далеко не дилетанты в своей области. Владение аэропортами точно такой же бизнес, как ресторанный или нефтяной. Иначе какой смысл инвестировать в заведомо неприбыльные активы?

Аэропорт Алматы обошелся покупателю в 415 млн долларов США. Но это далеко не последние траты нового собственника на новый актив. Тогда же, 12 октября,

Бейбут Атамкулов заявил, что рассчитывает на дополнительные инвестиции в воздушную гавань Алматы после возможного вхождения в число ее собственников компании Groupe ADP

И они действительно необходимы. Примерно еще столько же владельцы потратят на реконструкцию существующего и строительство нового терминала, а также капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы.

В смене владельца алматинского аэропорта есть несколько странностей. В ноябре, когда о планах турецкого консорциума прийти в Казахстан только начали говорить, называлась совсем другая сумма сделки.

«Стоимость сделки по аэропорту Алматы мы оцениваем примерно в 180-210 млн долларов США. На 1 октября 2019 года активы аэропорта составляют 218 млн долларов, обязательства – 36 млн.

Таким образом, собственный капитал аэропорта составляет около 180 млн долларов

С учетом того, что сделка ожидается по всему пакету акций целиком, покупатель может доплатить премию за контроль в размере 10-20% от капитала», – говорил полгода назад генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев.

Уход в тень

Что такого глобального случилось с аэропортом, если он подорожал для продажи аж в два раза? Каких-то внушительных инвестиций в свой актив прежние собственники в лице Venus Airport Investments B.V. не делали. Несмотря на то что владели им с 2011 года. И вот здесь возникает еще одна странность. В виде любопытных фамилий казахстанских бизнесменов, так или иначе связанных с алматинским аэропортом.

Единственным владельцем Venus Airport Investments B.V. является сингапурская Steppe Capital Pte. Ltd, подконтрольная Тимуру Кулибаеву

Авиаремонтный завод №405, вплотную прилегающий к аэропорту, на паритетных началах числится за евразийской группой — Александром Машкевичем, Алиджаном Ибрагимовым и Патохом Шодиевым. До 2011 года воздушная гавань Алматы была в собственности Meridian Capital и SAT Info Systems.

Объясняя резонность сделки с покупкой аэропорта у Тимура Кулибаева, основатель и генеральный директор TAV Airports Сани Шенер сказал следующее:

«Казахстан является крупнейшей страной в регионе как географически, так и экономически. Алматы — крупнейший город страны, на который приходится 20 процентов ВВП. Кроме того, это центр «современного Шелкового пути», соединяющего Китай, Европу и Африку. У него хороший потенциал, и мы, опираясь на наши знания, будем работать над тем, чтобы реализовать его в полной мере».

И здесь возникает еще одна странность — зачем и почему казахстанские олигархи избавились от столь выгодного актива? Не могли ведь французы с турками так облажаться, купив «чемодан без ручки»?

Две версии сделки

Поговаривают, что аэропорт сменил собственника формально. А деньги, за которые его купил турецкий консорциум, казахстанские. Причем в совсем ином объеме, нежели заявлено официально.

Очень похоже на то, что кто-то решает проблемы сохранения ранее выведенных из страны капиталов

Но есть и другая версия. Не исключено, что ответы на многие странности кроются в мерах государства по дальнейшему привлечению инвестиций в Казахстан. Аккурат перед началом переговоров о купле-продаже аэропорта Алматы правительство приняло инвестиционную дорожную карту.

Тогда же началась активная работа по исполнению поручения президента Токаева по введению так называемой «визы Содружества», аналога «шенгена». Попутно чиновникам предстоит решить проблемы развития международных авиасообщений городов Казахстана.

Правда, о бюджете этой дорожной карты информации в открытых источниках нигде нет. Сделка с продажей аэропорта и возникновение этого стратегического документа вполне могут быть совпадением. Но за историю независимого Казахстана все госпрограммы щедро финансировались государством.

А что, если новый покупатель аэропорта, зная о планах казахстанских чиновников и практике принятия распильных решений, просто клюнул на возможность заработать? Или получил какое-то приятное альтернативное предложение в обмен на покупку столь убыточного объекта?

Пока мы слышим неправдоподобные объяснения, как прекрасно в Алматы делать авиабизнес и какой у города потенциал. Покупка аэропорта в период карантина и стагнации авиационной отрасли — решение очень странное.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter