Доверие к национальной валюте снижается, тенговые депозиты сокращаются, а долларовые, наоборот, растут.
Пандемия и карантин обнажили серьезную проблему — отсутствие у населения сбережений. Это мнение высказала группа депутатов мажилиса в запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина и председателя Национального Банка Ерболата Досаева.
Особенно острота вопроса стала понятна, когда граждане начали обращаться за помощью в размере 42 500 тенге.
— Судя по количеству казахстанцев, вынужденных обратиться за помощью к государству, размеры накоплений оказались несоизмеримо малы, чтобы продержаться даже пару месяцев, — считают депутаты.
После карантина: каким будет Казахстан после отмены ограничений?
Причем не только у наемных работников, но и предпринимателей.
— Отсутствие финансовой «подушки» — угроза для каждой семьи. А на уровне всей страны – это угроза экономической безопасности. Однако, к сожалению, достоверного учета сбережений у нас не ведется, — говорится в запросе.
Низких доходов сограждан хватает только «на жизнь» и возврат кредитов с процентами.
Кроме того, полагают мажилисмены, продолжает снижаться доверие к национальной валюте.
В марте
тенговые срочные банковские вклады физлиц в тенге уменьшились на 281 млрд тенге, тогда как в иностранной валюте подскочили сразу на 638 млрд
И это несмотря на то что по валютным накоплениям ставки вознаграждения стремятся к нулю.
— Это яркий показатель истинного доверия населения к тенге и экономической политике государства. Наши граждане готовы перекладывать средства в валюту любой ценой после того, как произошла очередная обвальная девальвация. По всем валютным депозитам граждан рост за март составил 15,8%, а общая доля выросла до 47%, — утверждают мажилисмены.
Все девальвации Казахстана: как это было
То же самое с юридическими лицами. Валютные депозиты за март выросли на 28%, растет кредитование в иностранной же валюте. Оно увеличилось сразу на 14,6%.
Далее подписанты отметили, что с мая максимальные ставки по депозитам в тенге снизились. Тем временем цены растут, а валютные вклады дохода не приносят. Это способ не заработать, а просто сохранить имеющееся.
— При таком раскладе очень сложно рассчитывать на рост сбережений населения. Хотя именно сбережения становятся стратегическим резервом. С одной стороны,
у нас нет надежных инструментов для защиты сбережений от обесценивания и обеспечения их доходности
С другой стороны, мы привлекаем заемные средства из-за рубежа, давая зарабатывать внешним игрокам, — говорится в запросе.
500 тенге за доллар мы можем увидеть уже в мае — прогнозы экономистов
Подписанты считают, что пора разработать новые финансовые инструменты, которые могли бы уберечь накопления сограждан от обесценивания. Нечто подобное уже придумали в развитых странах — облигации, защищенные от инфляции.
— В США, например, выпускаются бонды, привязанные к индексу потребительских цен. Аналогичные ценные бумаги выпускаются в Европейском союзе и странах СНГ. Но для нас это не панацея.
Хотя в нашем случае привязки к инфляции недостаточно, поскольку девальвация тенге — гораздо более серьезный риск
Да и реальные показатели инфляции занижаются.
Мажилисмены предложили «выпускать облигации в тенге, но с привязкой к валютной корзине». Они полагают, что это оптимальный вариант.
— Такая защита позволит последовательно повышать норму сбережений и трансформировать их в инвестиции. Она же одновременно заставит государство более ответственно относиться к валютной политике и не допускать спекулятивных обвалов тенге.
Почему худеет Национальный фонд, рассказал экономист
Кроме того, в такие облигации можно вкладывать и средства пенсионного фонда.
— Ведь до сих пор остаются нерешенными вопросы доверия населения в вопросах инвестирования пенсионных сбережений, — резюмировали мажилисмены.