Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

После карантина: каким будет Казахстан после отмены ограничений?

8071

Государство разработало план мероприятий по поддержке бизнеса и его работников в условиях приостановления работы. Введены отсрочки по уплате налогов и кредитов. Потерявшим работу людям оплатят 42 500 тенге «кризисных». Однако в условиях, когда совершенно неясна продолжительность карантина, эти меры могут иметь негативные последствия. Так считает президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

На своей странице в Facebook она высказалась по ситуации с карантином.

«Посмотрела разные недельные аналитики, в том числе итоговую программу Беларуси. Что меня заинтересовало в их подаче?

1. Хороший лозунг для периода карантина: аккуратно, точечно, адресно (соответственно, не массовое запугивание и истерия).

2. В Италии с начала 2000-х годов похоронили централизованную госмедицину, теперь у них 20 региональных, в основном, приватизированных. В итоге частники не хотят помогать сейчас, вложений в покупку нового оборудования и научные разработки на системном уровне не осуществлялось, отсюда в том числе дефицит аппаратов для вентиляции легких и высокая смертность. Напоминаю в связи с этим про наши «100 шагов» с идеей и политикой приватизации госмедучреждений. До сих пор не отменили.

3. Беларусь против политики «выжженной земли», которая осуществляется сейчас в большинстве стран, охваченных карантинной истерией. Разорванные производственные цепочки могут быть и не восстановлены, что будем делать дальше? Так что ждать осталось недолго, теперь динамика такая, что всем быстро будет понятно, кто на что сделал ставку, правильно ли поступил и хватит ли внутренних ресурсов выжить в посткарантинном мире».

Мы спросили у Гульмиры Илеуовой, каким она видит посткарантинный Казахстан.

Гульмира Илеуова, фото с личной страницы в Facebook

Трудное восстановление

— В Алматы многие лишились работы и остались без денег. В сети такси и быстрой доставки еды выстроились очереди на трудоустройство. Что должно делать государство в этом случае?

— Вопросы занятости и трудоустройства на протяжении всех лет независимости стоят на первом месте среди наболевших. Но занятость занятости рознь. В докарантинном Казахстане высококвалифицированные кадры претендовали на высокие доходы и статус. И это было оправданно и реально. Но были и обратные случаи — неполная занятость или полное ее отсутствие у низкоквалифицированных кадров. Такую картину мы видели.

Сейчас ситуация резко поменялась. Рынок труда будет меняться. Но это произойдет не в ближайшие месяц-два, процесс затянется

Те ниши, которые сейчас оказались пустыми — продавцы, кассиры и так далее — быстро заполняются до прежних показателей. А те виды деятельности, которые потребуют переобучения, снижают темпы. И тут работодатели должны пересмотреть свои подходы к оценке труда.

Сейчас

первая задача власти — минимизировать риск социальных волнений на почве безработицы

большого количества людей и потери дохода. Никто ведь не знает, как долго продлится карантин. Через какое-то время мы увидим перестройку рынка труда как на примере отдельных регионов, так и в целом всей страны. Сейчас людям нужна работа и деньги.

Мне рассказали, что сервис Ticketon, предоставлявший качественный современный цифровой вид услуг, на грани полного закрытия. Он едва ли не первым сообщил, что увольняет сотрудников.

Получилось так, что

новые технологичные виды деятельности пострадали первыми. Производство и продажа продуктов питания, а также сфера услуг восстановятся достаточно быстро

А вот остальным придется тяжело, поскольку их рост напрямую зависит от доходов населения. И вряд ли они быстро поднимутся до прежних показателей. Особенно у тех работников, которые работали в сфере бизнеса, предоставлявшего услуги или производившего товары для узкого круга потребителей. Такие предприятия нарабатывали свою стабильность годами. Там показатели рухнули до катастрофического уровня.

Полумеры полупомощи

— Бизнесу дали отсрочку по уплате налогов и кредитов. Но когда каникулы закончатся, предприятия еще не успеют встать на прежние рельсы. Они обанкротятся. Может быть следовало не оттягивать уплату за время форс-мажора, а совсем отменить?

— Я бы разделила ответ на этот вопрос на две части. Любое предприятие имеет обязательства как перед государством, так и перед коллективом. Государство определенный объем поблажек или каких-то возможных отсрочек предоставляет. По крайней мере, оно это анонсировало.

Вторая часть — отношения работодателей с коллективом. И здесь большие проблемы.

Мы строили капитализм, и он у нас получился диким. В большинстве случаев вопросы договоров, оплаты труда и социальных льгот пущены государством на самотек

Некоторые предприятия в первые дни после объявления карантина заявили об увольнении всех сотрудников. Кто-то отправил всех в бессрочный отпуск без содержания. Еще кто-то заявил о сокращении зарплаты. Этот кейс требует тщательного анализа в будущем.

И поскольку государство изначально в эти отношения или не вмешивалось, или вмешивалось странным образом — только в части исполнения налоговых обязательств — мы сейчас и столкнемся с проблемой роста безработицы.

Налоговые и кредитные каникулы для бизнеса это, безусловно, хорошо. А как быть с людьми? В этой части много непонятного. Сами предприятия, у которых производственный процесс связан с поставками из-за рубежа либо рынок сбыта сопредельный, оказались в бедственном положении.

Однако нет критериев оценки эффективности этой помощи через отсрочки, через компенсацию части зарплаты

Комплексного подхода я пока не вижу. Есть какое-то представление в правительстве на этот счет или оно решило просто все залить деньгами? Какую политику строит государство по дальнейшей жизни после того, как отойдет от карантина? У меня также полно вопросов. Я не понимаю, зачем нужно было закрывать предприятия или запрещать людям передвигаться на личном транспорте? Есть карантинные меры, я понимаю, но все должно иметь осмысленность. Мое ощущение, что ее просто нет.

Закрыться и самоустраниться

— То есть объем запретительных мер в разы превышает объем поддержки со стороны государства на время запретов? 

— Именно. Если есть какой-то мониторинг или какой-то подсчет, ему нужно доверять. Кто этим занимается? Как человеку понять, где меры были оправданными, а где присутствует ненужная предосторожность? Ведь могут возникнуть еще худшие последствия. Государство через СМИ просто сообщает об эпидситуации в связи с коронавирусом. А где жизнь страны, динамика социально-экономических показателей?

— Такое чувство, что госкомиссия по карантину работает в закрытом поле, без анализа текущей ситуации. Нет никакой информации о количестве безработных в связи с карантином и нуждающихся. От кого нам следует требовать этой информации и принятия реальных эффективных мер?

— От правительства. Этот тот самый орган исполнительной власти, который обязан демонстрировать свою деятельность. Как коллективный орган, я его не вижу.

Я посмотрела состав комиссии, которая принимает участие в разработке мер кардинального реформирования экономики. Туда загнали все правительство. А это коллективная безответственность.

Все правительство — на экономику, а на медицину и образование тогда кто? Это ненормально. Премьер-министр в своих заявлениях ссылается на Елбасы. А где его собственные инициативы? Если он не субъект власти, тогда зачем он нужен? По моим оценкам, правительство самоустранилось. Не прописаны ни алгоритм действий, ни зоны ответственности.

Сейчас отсидятся, зальют проблемные места деньгами, а потом начнут думать. Хотя в вопросах пропитания, спешу напомнить, пауз нет, люди едят все время, дети все время растут, и им нужно что-то есть и носить. Такие вещи на потом откладывать нельзя.

Акиматы свою информационную политику ведут обезличенно. Если принимаются меры на уровне города, это должно быть понятно и нормально объяснено.

В Алматы после дезинфекции на улицах гибнут животные. Разъяснения дает Даурен Абаев, а не акимат

Если бы не образовавшийся информационный вакуум, в опустевших городах было бы не так тревожно.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter