Осужденный на 10 лет экс-премьер ни дня не провел в колонии.
За годы независимости в Казахстане осудили немало коррупционеров, хотя кое-кому удалось сбежать за границу. Портал 365info начинает серию публикаций о самых громких судебных процессах.
Акежан Кажегельдин с октября 1994 по октябрь 1997 года возглавлял правительство Казахстана. А потом оказался в центре коррупционного скандала, закончившегося судом.
Суд над экс-премьером Акежаном Кажегильдиным в 2001 году пресса называла по сути первым в истории независимого Казахстана процессом над столь высокопоставленным чиновником. Правда,
самого Кажегельдина в стране уже не было, он успел податься в бега ранее
В 1999 году его объявили в международный розыск. Беглеца дважды задерживал Интерпол — в России и Италии, но в Казахстан он так и не попал. С Италией у нас просто не было двустороннего договора о правовой помощи. А в России якобы «сослался на состояние здоровья и пообещал бывшему генеральному прокурору Ю. Хитрину явиться в органы следствия».
Самые громкие побеги чиновников и банкиров из Казахстана
Так что следствие и суд прошли заочно. Сам Кажегельдин во время процесса проживал в США.
Масс-медиа отмечали, что
материалы следствия насчитывали 35 томов, а в качестве свидетелей привлекли 75 человек
В том числе бывшие и действующие госслужащие разных рангов, а также иностранные граждане.
Обвиняли его в коррупционных преступлениях: вымогательстве, злоупотреблении служебным положением, хищениях. Также в числе обвинений были уклонение от уплаты налогов и незаконное хранение огнестрельного оружия, но на фоне остальных эти пункты как-то меркли.
Взятки бывший глава кабмина брал в самых разных формах. Все эпизоды следствие доказало в суде.
Так, весной 1995 года Кажегельдин потребовал у президента АО «Корпорация «Казахмыс» Владимира Кима отремонтировать свою квартиру. Разумеется, за свой счет. Ремонт обошелся в 180 тыс. долларов США.
— В сентябре 1995 года Кажегельдин, противоправно используя полномочия премьер-министра, стал вымогать от предпринимателя Е. Оразбаева взятку в виде безвозмездного приобретения ему в личную собственность объектов недвижимости на территории Бельгии, — говорится в материалах дела.
Видимо, «переговоры» затянулись, потому что купили ему эту недвижимость только в марте 1996 года, зато сразу два объекта.
Дом и земельный участок (в разных регионах) стоили 2,5 млн долларов США
Позднее, в марте 1998 года, имущество было переоформлено на фирму, принадлежавшую его супруге Наталье Кажегельдиной.
10 самых необычных взяток Казахстана: от навоза до игрушек
В конце 1996 года экс-премьер снова потребовал мзду от Владимира Кима. На этот раз речь шла о 200 тыс. долларов для покупки бронированного «Мерседес-Бенц 600 S». И это требование было выполнено.
И наконец весной 1997 года Кажегельдин вновь потребовал у того же предпринимателя новый автомобиль. Правда, в этот раз скромнее, «всего» за 57 тыс. долларов.
В общей сложности Владимир Ким потратил почти полмиллиона долларов, подсчитали на суде представители обвинения.
ДВК-2: Какую организацию создал Мухтар Аблязов и кто его поддерживает?
— Дачу взяток премьер-министру В. Ким объяснил тем, что компания «Казахмыс» в то время «переживала сложные времена» — были большие долги по заработной плате работникам, а также другие проблемы. В этих условиях, сказал он, сохранение «хороших отношений» с главой правительства было необходимо, — писало издание «Новости недели».
Кроме вымогательства и взяток, экс-премьеру вменялись в вину несколько эпизодов злоупотребления полномочиями. И ущерб государству оказался намного выше.
В начале 1995 года Кажегельдин единолично (а значит — незаконно), без проведения заседания правительства издал и подписал постановление № 108 «Об освобождении профессионально-спортивного клуба «Даулет» от уплаты импортной, таможенной пошлины и акцизов по ввозимым товарам». Документ противоречил действующему на тот момент законодательству.
— Как же использовало руководство «Даулета» столь щедрый подарок? Получило на льготных условиях кредит в 1 млн долларов, закупило крупную партию импортных сигарет, пива и водки, несколько иномарок и занялось коммерцией. Причем
суду так и не удалось установить, какой процент от прибыли был направлен на развитие спорта,
— писала тогда «Казахстанская правда».
Обвинение утверждает, что республиканский бюджет недосчитался 118 млн тенге.
(Примечание — на конец 1995 года курс тенге составлял 63,95 за доллар США)
19 декабря 1995 года Кажегельдин незаконно подписал постановление Правительства №1815 «О порядке приватизации акционерного общества открытого типа «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение». Заинтересованные министерства и ведомства давали отрицательное заключение, но их уже никто не слушал. Здесь ущерб составил полтора с небольшим млрд тенге.
Казахстан и коррупция: кто окажется победителем?
26 апреля 1996 года новое постановление — «Об освобождении Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения от уплаты процентов по директивному кредиту». Общая сумма ущерба даже превысила предыдущую цифру и составил 1,6 млрд.
В июне 1996 Кажегельдин издает постановление правительства «О приватизации Экибастузской ГРЭС-1».
При оценочной стоимости 23 млрд тенге его продали на закрытом тендере за 100 млн
24 января 1997 года Кажегельдин, опять-таки единолично, издал и подписал постановление №100 «О мерах по обеспечению роста объемов выпуска продукции предприятиями сырьевой базы черной металлургии и алюминиевой подотрасли Республики Казахстан».
— В результате общий ущерб, причиненный государству, составил 4 млрд 965 млн 600 тыс. тенге, из которых 2,3 млрд приходится на Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение и 2,7 млрд — на АО «Алюминий Казахстана», — отмечается в материалах.
Где прячутся от правосудия братья Рыскалиевы?
Сторона обвинения требовала приговорить Кажегельдина к двенадцати годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества. А также просила суд предъявить гражданский иск на сумму 6,6 млрд тенге.
Суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами а, в, г части 4 ст. 311; части 1 ст. 308; части 2 ст. 251 Уголовного кодекса Республики Казахстан и назначил 10 лет лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества.
Храпунов и Рыскалиев стали на шаг ближе к возвращению в Казахстан — эксперт
Отчуждению подлежат квартира в Алматы, замок в местности Род-Сент-Женез и земельный участок в Ле Мануар (Королевство Бельгия), а также автомобили «Мерседес-Бенц-600S», «Тойота-Ландкрузер». В пользу государства по решению суда должны быть конфискованы принадлежащие А. Кажегельдину 9 960 акций ФПГ «Семей», включая начисленные по ним дивиденды за 1997-1999 годы.
Суд поддержал иск государственных обвинителей, требующих взыскать с экс-премьера ущерб в сумме 1 млрд 677 млн 852 тыс. тенге.