Тенге временами может чувствовать себя хорошо.
Резкие изменения базовой ставки Нацбанком прокомментировал экономист Алмас Чукин на своей странице в Facebook. По его мнению, наступает новая экономическая реальность с новыми цифрами годовой инфляции и курсом валюты.
Слишком много шоков наша экономика уже пережила, и еще ничего не закончилось. Зато у предпринимателей теоретически появится возможность получать дешевые кредиты.
Кстати, правительство уже пересматривает бюджет с новыми показателями.
Экономист напомнил, что Национальный банк накануне провел внеплановое заседание. По итогам регулятор заявил, что понижает базовую ставку с 12 до 9,5%.
— Конечный результат жизнь покажет, но на данный момент, в принципе, вообще неважно какая ставка, тут не до ставки, — заявил Чукин.
Далее он привел хронику событий. 3 февраля прошло плановое заседание, базовая ставка Нацбанка осталось на уровне 9,25% (как и было ранее). Но 10 марта
начался обвал рынка нефти после знаменитой встречи и развала соглашения ОПЕК+
В Казахстане 10 марта стал выходным, но Нацбанк провел новую встречу и поднял ставку сразу до 12%. Кстати, часть экспертов сразу раскритиковали это решение, заявляя, что ее нужно было, наоборот, снижать. Тогда бы это дало «дешевые кредиты» отечественному бизнесу.
Действия Нацбанка опять тормозят экономику — на очереди рост инфляции
16 марта состоялось очередное плановое заседание — ставку оставили на прежнем уровне.
Но после этого президент и правительство приняли целый пакет антикризисных мер. Тогда Нацбанк снова провел внеплановое заседание и снизил ставку до 9,5%. Менее чем за полтора месяца «качнуло» довольно серьезно. Что отражается на многих показателях.
Во-первых, причиной всем известные внешние шоки. По мнению Чукина, это самая серьезная беда для экономики страны.
— В результате пандемии Covid-19 одновременно наложились друг на друга два шока – и предложения, и спроса.
В результате небывалых прежде ограничений на движение людей по всему миру экономическая машина дала сбой в производстве,
так как разорвались цепочки поставок; и в потреблении, поскольку целые сектора оказались в простое, попросту «исчезли», — пояснил он.
Экономика Казахстана сырьевая и экспортоориентированная. Экономист полагает, что на нас сработает чуть позже, но неизбежно: снизится спрос на экспортируемую нами продукцию, а значит, упадут и цены на биржах.
— Второй, и не менее важный шок, это события на нефтяном рынке. Об этом много написано, но для данной темы важно обратить внимание на то, что
при цене ниже 25 долларов за баррель бюджет Казахстана не будет получать экспортную таможенную пошлину,
она будет «ноль», а это значит минус 1 трлн тенге из доходов бюджета, — пояснил Чукин.
Третий шок — «полная остановка экономической деятельности на неопределенный период и реалистичная перспектива возвращения к докризисной нормальности не ранее чем через 2-3 года».
За взятку можно заехать в закрытый на карантин Алматы — эксперты
И наконец, серьезное снижение курса отечественной валюты.
— Коридор 310-390 тенге за доллар, в котором нацвалюта «плавала» после августа 2015 года, видимо, завершился.
Новый коридор тенге выглядит как 390-500,
— сказал эксперт.
Хотя отметку в 440 доллар пробил уже давно, но Чукин предполагает возможность «отката» даже до 390. Правда, не указал, при каких условиях.
Тем временем правительство пересмотрело бюджет с новыми цифрами. Хотя проект еще не утвержден.
— Многие не обратили особого внимания, все заняты вирусом, а цифры очень интересные, — подчеркнул Чукин.
Три самые важные цифры:
Теперь вместо 8,1 трлн тенге (без трансфера из Нацфонда) в бюджет планируется собрать только 6,4. А расходы будут увеличены с 12,9 до 14,3 трлн с увеличением на 1,4 трлн тенге, утверждает эксперт.
То есть 6,4 трлн дохода и 14,3 трлн расходов. В долларах по курсу 440 это 18 млрд в год.
Чукин считает, что разницу покроют из Нацфонда и за счет выпуска госдолга.
— ВВП 2020 года прогнозируется в объеме 69,7 трлн тенге (на 4,8 трлн ниже одобренного прогноза), или 158,5 млрд долларов. ВВП за 2019 составил 68,6 трлн тенге и по прошлогоднему официальному курсу 179 млрд долларов. Если инфляция в 2020 году составит 10%, ВВП в 69 трлн «похудевших» после учета инфляции тенге будет значительно меньше в реальном выражении, чем ВВП 2019. Мы вполне можем увидеть что-то в районе минус 8-9% в целом по экономике, — предостерег эксперт.
Возвращаясь к внеплановому заседанию финрегулятора (на котором снизили ставку), эксперт отметил два факта.
Во-первых,
Нацбанк отказывается от политики инфляционного таргетирования
и ставит задачу поддержания экономической активности. Нацбанк в своем заявлении прямо пишет о новом таргете 9-11% инфляции.
— В сложившихся обстоятельствах, возможно, это меньшее зло, нежели еще более глубокое падение экономики, — отметил экономист.
Границы карантина в Алматы — корректно ли определили?
— Во-вторых, всем, кто любил порассуждать о «нулевых» ставках на кредиты или даже «отрицательных» ставках на депозиты в европейских банках, можно возрадоваться –
теперь и Казахстан «обнулил» ставки процентов на деньги
Настала эпоха «бесплатных» денег, если вам их удастся получить, — считает Чукин.
Он пояснил свое заявление примером:
— Есть понятия «реальная ставка процента», она равна номинальной ставке процента минус уровень инфляции. Представьте, что компания смогла получить кредит по минимальной ставке, то есть по базовой ставке Нацбанка, которая с сегодняшнего дня равна 9,5%. Допустим, что инфляция по итогам года составила 11%. Тогда по этой формуле «реальная ставка» равна минус 1,5%.
А с курсом отечественной валюты, по словам эксперта, «может быть все, что угодно».
Но тенге временами может чувствовать себя хорошо.
— Дело в том, что помощь бюджету придет в виде более 10 млрд долларов из Нацфонда и выпуска долга. Эти деньги необходимо будет конвертировать в тенге. То есть будут значительные продажи валюты на внутреннем рынке.
Вопрос в том, сколько времени эти доллары пробудут внутри страны, или они совершат обратное сальто и быстро ее покинут,
— констатировал эксперт.