Эксперты в области розничной торговли назвали целый ряд ошибок введения карантина в Алматы. Непродуманными мерами пути поставки продуктов и передвижения рабочей силы. При этом за взятку в город все-таки можно проникнуть. В чем смысл такого карантина?
Два дня изоляции Алматы по случаю выявления зараженных коронавирусом уже выявили недостатки в проводимой работе. Несмотря на ограничения в работе торговых сетей и миграции населения в город и за его пределы, продуктовые базары продолжают работать в прежнем авральном режиме. И там, как выясняется, никаких мер по обеспечению санитарной безопасности не принимается вообще. Администрация рынков не получила от государства поддержку на противоэпидемические мероприятия.
— В Алматы работают 16 специализированных продовольственных рынков, — говорит председатель профсоюза предприятий торговли Алматы Жибек Ажибаева. — Плюс остались функционировать продовольственные ряды на универсальных рынках. Что произошло после введения карантина в городе?
Крупные торговые объекты, где выполняется много погрузочно-разгрузочных работ, столкнулись с проблемой отсутствия рабочей силы
Грузчиков и продавцов, живущих в пригороде, попросту разворачивают на блок-постах. Когда организовывали штабы на всех уровнях, представителей торговли в них не пригласили. Соответственно,
в штабах нет специалистов-практиков, которые могли бы указать на возможные проблемы ограничительных мер
Ограничивая въезд и выезд из изолированных городов, никто даже не задумался, какое количество людей это оставит без работы и без денег.
— Получается, что пострадали все — как бизнес, так и работники?
— И потребители тоже. Товаров нет, цепочка поставок нарушилась. Возникают как дефицит, так и рост цен. Есть смысл, чтобы штабы проработали этот вопрос. В принципе, можно этим работникам из пригорода ежедневно выдавать разрешения на въезд и ставить в них отметку, что работник прибыл и убыл.
Второй немаловажный аспект — люди посещают рынки ежедневно. В планах правительства было выделить средства на обеспечение санитарной безопасности объектов. Тысячи предприятий сферы торговли, продолжающие работать 8 часов в день, фактически не дезинфицируются.
Правительство забыло предусмотреть выделение средств сангигиены торговым объектам
Дезинфекция витрин, прилавков и территорий рынков не проводится. О безопасности работников рынков тоже никто не подумал. Перекладывать бремя расходов по дезинфекции на сами рынки недальновидно. Это тут же отразится на конечных ценах на товары.
— По моим подсчетам, только на месяц на 16 рынков Алматы нужно 270 тысяч тонн дезраствора, — говорит Ажибаева. — Что толку разгонять людей по домам? Ведь как минимум один член семьи идет за продуктами туда, где нет санитарной обработки — в магазины и на рынки!
Рабочие рынков в той же одежде, в которой трудились целый день, едут домой. У нас это вызывает обеспокоенность. Санитарные службы должны срочно взять на контроль объекты торговли. Время работает против нас. Ситуация с вирусом может принять неуправляемый характер.
Тут еще новости с блок-постов поступают.
В Алматы уже есть факты взяточничества. Люди въезжают в город за деньги
Все эти факты нужно тщательно проверить и повысить дисциплинарную ответственность подразделений МВД и вооруженных сил за работу подчиненных на блок-постах.
Президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Нурсадык Абишев лично объездил все базары Алматы. И ахнул. Тысячи людей без каких-либо защитных средств продолжают контактировать друг с другом ежедневно.
— Я был на «Алтын Орде», на базарах в Карасайском районе и внутри Алматы. Наши чиновники не учли печальный опыт Уханя, где зараза пришла как раз с рынка. Что сделали в Алматы? Поставили кучу блок-постов, а на рынках ничего не делается.
Люди как работали без масок, без перчаток, без дезинфекции, так и работают. Вот где рассадник коронавируса!
Из 16 рынков в Алматы ничего защитного нет ни на одном. Карантин ввели, а как торговали, так и торгуют. До акимата не дозвонишься — занято. Зато власти советуют администрациям рынков, лишившихся на время карантина разнорабочих, снимать для них гостиницы в городе. Кто возьмет на себя такую финансовую ношу? Откуда такие возможности, если и так очень много пригородных работников фактически не вышли на работу из-за запрета на въезд в город?