Карантин для многих казахстанцев оказался шансом для саморазвития. Одни начали изучать иностранные языки, другие осваивают новые профессии и хобби. Третьи повышают свою квалификацию. И все это благодаря дистанционному обучению. Благо сегодня оно доступно в самых разных форматах.
МФО Solva (группа IDF Eurasia в Казахстане) выяснила, кто и зачем снова «сел за парту».
Те, кому важно присутствие преподавателя, выбирают обучающие курсы в формате «живой» видеоконференции. Аудио-визуальный контакт с преподавателем и одноклассниками создает ощущение более привычного образования.
Наиболее доступная версия самообучения – видеоролики в YouTube или по ТВ. Телеканалы также широко используются для школьного обучения.
Впрочем,
самыми популярными как для обучающихся, так и самих преподавателей являются веб-уроки
В таком формате сегодня в Казахстане доступны языковые курсы и различные специализированные онлайн-курсы. Например, по программированию, дизайну и другим направлениям.
В исследовании приняли участие 5 тыс. респондентов из разных городов Казахстана в возрастной категории от 20 до 65 лет. Ключевым элементом исследования стало выявление корреляции между интересом к определенным сферам онлайн-обучения, возрастом и родом занятий.
Среди тех, кто предпочитает более персонализированный подход и готов за это платить, оказалось всего 37%.
Из них
почти 45% опрошенных в возрасте от 20 до 35 лет заинтересованы в улучшении навыков или изучении «с нуля» различных специальностей в области digital
В частности, обучение
Возрастная группа от 35 до 45 лет (50%) предпочитает более традиционное образование
Например, онлайн курсы уровня MBA и другие академические программы.
Старшая возрастная группа от 45 до 55 (60%) на онлайн-курсах изучает иностранные языки
По мнению экспертов МФО Solva, высокую долю взрослой категории учащихся можно объяснить тем, что эти люди чаще проявляют готовность заплатить за онлайн-обучение. Они чаще располагают такой возможностью. Эта разница прослеживается и в профессиональной сегментации.
Так, среди тех, кто выбрал платные языковые курсы (абсолютный чемпион здесь английский язык) 61,5% офисные сотрудники, представители банков и госслужащие.
С другой стороны, многие из тех, кто посвящает свое сводное время хобби, как правило, в рабочее время заняты в сфере продаж либо в бухгалтерии, т. е. там, где присутствует высокий уровень стресса и ответственности (10%).
Еще 29,5% респондентов изучают цифровые инструменты, поскольку позиции SEO-специалиста и SMM-менеджера хоть и появились относительно недавно, но уже успели стать популярными благодаря возможности работать как в крупных компаниях, так и удаленно в формате фриланса.
Особняком стоят те, кто изучает онлайн не специальности как таковые, а стремится приобрести навыки «для души».
Сюда входит:
Благодаря огромному числу бесплатных обучающих сервисов, которые таковыми были всегда или открыли доступ к своим программам в период карантина,
многие казахстанцы за онлайн-обучение предпочитают не платить
Среди таковых (60%) значительная часть не делает этого, потому что считает достаточным то, что сегодня доступно бесплатно.
Меньшая часть опрошенных (17%) призналась, что не располагает дополнительным бюджетом на платное обучение и только поэтому ищет бесплатные ресурсы.
Еще 23% просто не видят смысла, чтобы платить за онлайн-обучение, и не считают его равноценным традиционному образованию. Онлайн-курсы они прослушивают просто из интереса и наличия свободного времени.
Благодаря онлайн формату огромное количество курсов по самой разной тематике сегодня доступны для казахстанцев без каких-либо географических или временных ограничений.
Иногда требуется знание языка. Например, на популярной площадке Coursera все курсы только на английском. Однако принципиальное значение имеет лишь платный курс или бесплатный.
С другой стороны,
онлайн-обучение требует самодисциплины, четкого исполнения всех заданий и активного участия в учебном процессе
Это не школа, и преподаватель не станет убеждать вас включиться. Иначе ваше время будет потрачено неэффективно.
Онлайн-обучение вполне может заменить привычное сидение за партой и с успехом используется как ведущими образовательными учреждениями, так и стартапами в сфере образования.