Важны мотивация и лидеры. В Казахстане волонтерское движение пока развито слабо. Хотя в результате пандемии коронавируса прошел всплеск гражданской активности. Между тем уже в 2020 должен начать работу целый ряд проектов для популяризации этого явления.
Об этом говорили участники прошедшего в Алматы круглого стола «Волонтерство без границ: евразийский масштаб».
Политолог Эдуард Полетаев в начале конференции отметил, что волонтерская деятельность во всем мире давно стала социально-значимым явлением.
— Об этом свидетельствует волна гражданских инициатив, возникшая в Казахстане и во многих других странах по поводу активности в борьбе с коронавирусом. Медики говорят, что успех в борьбе с заболеванием зависит не столько от них, сколько от вклада всего общества.
Волонтеры же являются неотъемлемой его частью, так как оказывают помощь всем нуждающимся,
— сказал он.
Полетаев напомнил, что по инициативе Нурсултана Назарбаева у нас учредили общественный фонд Birgemiz, а в состав его попечительского совета вошли руководители крупных волонтерских организаций.
Токаев: «Волонтерское движение — это не очередная кампания»
— По инициативе Касым-Жомарта Токаева 2020 год объявлен в Республике Казахстан Годом волонтера, в рамках которого в стране должен быть осуществлен целый ряд проектов, направленных на популяризацию волонтерства, — добавил он.
На встрече с участниками президентского молодежного кадрового резерва в январе 2020 года президент привел данные ООН, согласно которым волонтерской деятельности по всему миру посвящают свое время до миллиарда человек.
Вклад волонтерства в мировой ВВП составляет почти 2,5%
В СНГ и Казахстане в частности волонтерская деятельность развита слаба.
Хотя соцопросы показали, что ей готовы заняться около половины граждан
— Касым-Жомарт Токаев определил семь направлений волонтерства. В каждом городе республиканского значения, в каждой области составлены планы мероприятий на 2020 год. Их, конечно, сдвинут по времени или скорректируют, потому как ряд мероприятий подразумевают массовость, что запрещено в условиях чрезвычайного положения. Но есть надежда, что волонтерское движение в Казахстане обретет новые импульсы, — сказал Полетаев.
Госорганы и национальные компании внедряют корпоративное волонтерство
В 2019 году Национальная волонтерская сеть Казахстана совместно с United Nations Volunteer и некоторыми экспертами провели исследование. Были опрошены более 2 тыс. респондентов. Выяснилось, что понимание, каким должно быть волонтерство на самом деле, очень слабое. В Казахстане оно «интуитивно» приняло следующие роли:
Тогда исследователи предложили формировать центры по поддержке развития волонтерства, в которых бы обучали основам и принципам.
Социолог Гульмира Илеуова тоже считает, что в СНГ волонтерство развито слабо. Она сослалась на многолетние исследования, в том числе и фонда «Стратегия», который возглавляет. Во время одного из них опросили по 400 человек в каждой области и города республиканского значения.
— Участие в мероприятиях, инициированных местными властями, подтвердили 44,8%. В благотворительности, инициативах по оказанию целевой помощи – 21%. Волонтерство – 12,8%. Участие в мероприятиях, инициированных НПО, — 11,6%.
На второй вопрос о готовности в участии в мероприятиях, инициированных местными властями, подтвердили 64,6%; благотворительность – 59,9%; волонтерство — 44,6%; участие в мероприятиях, инициированных НПО — 35%, — вкратце изложила Илеуова результаты исследования.
5 новшеств, которые в корне изменят благотворительность в Казахстане — эксперты
Отсюда социолог сделала вывод, что опрошенным больше свойственна социальная пассивность.
От 55 до 88% респондентов не участвовали ни в одном из видов общественной активности
Из тех, кто участвовал, самая большая доля (45%) — в организованных местными властями субботниках и тому подобном. Второй распространенный вид активности среди населения – благотворительность (21,3%). Менее распространены волонтерство и участие в мероприятиях, инициированных НПО. В них приняло участие самое малое число опрошенных — 13% и 12% соответственно.
Особо Илеуова отметила нехватку в обществе лидеров, без которых угасает и социальная активность.
— Всегда нужны лидеры инициатив, активисты, волонтеры, люди, работающие на профессиональной основе, являющиеся членами неправительственных организаций, бизнес-сообществ, просто неравнодушные, поскольку их деятельность может привести к росту общественной активности, — считает она.
Политолог и китаевед Адиль Каукенов считает, что для участия в подобных движениях нужна соответствующая мотивация.
Новое направление волонтерского движения презентовали в Алматы
— На Западе волонтерство жестко институализировано. Если не участвуешь, то порой видишься даже асоциальным персонажем. Образование не считается полным, а у работодателя, если нет соответствующей строчки в резюме, возникают вопросы. Поэтому человек выбирает путь волонтерства, — сказал эксперт.
Профессор Рустам Бурнашев придерживается того же мнения.
— У меня есть хороший американский опыт наблюдения. Когда я задавал вопрос людям, зачем им это надо, они отвечали, что закладывают основу резюме. Для американцев вопрос о волонтерстве представляется бессмысленным, для них это естественный процесс.
В свое время было бы странно, если бы мы не ходили на советские субботники
Это особенности культуры и общественно-политической жизни.
Также он подчеркнул важность «локализации» проблем.
— Если мы говорим о решении той или иной задачи с помощью волонтерства на локальном уровне, проблем обычно не возникает. Когда же помощь требуется абстрактным детям в Африке, могут появиться возражения.
Мы готовы помогать конкретным людям в нашем близком пространстве. В постсоветских странах волонтерство попадает в зону деятельности организаций светского формата. В Штатах же вся эта система в основном связана с религиозными организациями. Это меняет мотивацию, — пояснил Бурнашев.