По данным на 26 марта зараженных в Кыргызстане в два раза меньше, чем в Казахстане, но контроль населения намного жестче.
Чрезвычайное положение в ряде регионов Кыргызстана начало действовать с 8 часов утра 25 марта. Оно введено в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад. Также в двух районах Ошской и Сузакском районе Джалал-Абадской областей.
Жителям городов и регионов предстоит ограничить себя в многом и прежде всего в передвижении.
Из дома разрешается выходить только по острой необходимости — в продовольственный магазин, аптеку, медицинское учреждение
Есть и некоторые исключения – выгуливать собак или относить продукты родителям все-таки можно.
В Бишкеке полностью остановлено движение общественного транспорта. На такси уехать также нельзя – мобильные приложения для вызова не работают. Это, впрочем, пока не останавливает частников – их стало меньше, но они есть. Передвигаться на личном транспорте можно – на это внутри города ограничений нет. В отличии от пешей прогулки.
Прежде чем выйти из дома, нужно заполнить личный маршрутный лист
«Вы должны указать на листе А-4 свой адрес, телефон, паспортные данные и адрес аптеки или магазина, куда направляетесь. В случае, если вас остановят патрульные милиционеры, вы должны показать им маршрутный лист», — уточняет 24.kg.
Людей и машин с введение режима ЧП в Бишкеке стало меньше. Однако совсем избежать скоплений народа не получается – например, на базарах продавцов и покупателей по-прежнему немало.
Зато нет их в культовых строениях.
Православные храмы прекратили проведение общественных богослужений, а одновременно внутрь здания пускают не более трех прихожан
В Бишкекской и Кыргызстанской епархии отмечают, что без духовной составляющей жители не останутся: лавки храмов работают, а
священника можно пригласить и на дом:
« Священнослужители несут послушание в усиленном режиме и готовы в любой момент оказать пастырскую помощь и поддержку (в связи с пандемией священнослужителям благословлено неукоснительно соблюдать все прописанные меры безопасности и личной гигиены»
Совпал с началом действия чрезвычайного положения и рост цен. В частности, с 24 марта в Кыргызстане повышены максимальные цены на муку. Розничная стоимость первого сорта составляет 30,5-32,5 сома (187-199 тенге) в зависимости от региона – это на 1-1,5 сома больше, чем неделей ранее. Кроме того,
в большинстве областей, а также Оше приостановлена оптовая продажа муки
Также с 25 марта Кыргызстан временно закрыл границы с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном: пропуск лиц и транспортных средств приостановлен. Впрочем, иностранцы могут покинуть Кыргызстан, а жители республики имеют возможность вернуться из-за границы. Кроме того, грузоперевозки по всем направлениям разрешены.
На блокпостах вокруг Бишкека не только измеряют температуру, но и проверяют прописку – если человек в столице не зарегистрирован, то в город не пустят. О крупных скандалах пока не сообщалось, но возникли пробки — быстро проверить всех желающих въехать в город просто не получается.
Есть и другие накладки. Например поступали сообщения о том, что сотрудникам МВД и МЧС не хватает масок. Есть и кадровые проблемы – не хватает медработников. Но, как уверяют власти, эти вопросы решаются
«Сейчас изучаем потребность блокпостов, направляем бесконтактные градусники. При необходимости обучаем эпидемиологов и привлекаемых ординаторов для работы на них», — отметила начальник управления общественного здравоохранения Айнура Акматова
Возникли вопросы и у бизнеса. Например, один из поставщиков продукции сообщил, что не может получить пропуск. Он нужен, чтобы выехать из Бишкека для загрузки товаров (склады находятся за городом) и вернуться обратно. Местные власти сообщили, что пропуск обязательно будет. Но позже. К началу действия режима ЧП их просто не успели распечатать.
По данным на утро 26 марта в Кыргызстане зарегистрировано 44 случая заражения коронавирусом. Впрочем, не исключено, что больных больше.
Установлены контакты больных почти с 1,3 тыс человек,
включая родственников, коллег, друзей и так далее.