Индустриализации в Казахстане мешали коррупция и нехватка кадров. Раньше специалисты предпочитали работать в более «денежном» нефтегазовом секторе, но понемногу ситуация выправляется.
В марте 2010 года Нурсултан Назарбаев запустил Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Это было, что называется, «веление времени и ситуации», поскольку отечественная экономика отчаянно нуждалась в диверсификации.
Перерабатывающая промышленность отставала от сырьевой по всем показателям, а это было чревато огромными неприятности, например, при любом скачке нефтяных цен. Не говоря о развитии «зеленой энергетики».
Следом за первой «пятилеткой» прошла вторая, сейчас началась третья. Уже можно подводить некие промежуточные итоги и говорить о реальных успехах программы.
https://365info.kz/2020/04/industrializatsiya-v-kazahstane-pervye-itogi-i-novye-vyzovy
Например, в рамках ее реализации:
Далее в ряде отраслей обрабатывающей промышленности создали практически с нуля новые направления.
Среди них машиностроение (от насосов до локомотивов), производство электротехнического оборудования, химическая промышленность, фармацевтическая индустрия и так далее.
Объем производства растет по всем регионам. Наибольший рост показал Нур-Султан —
в 8,5 раз — с 77,4 млрд тенге в 2009 году до 660,5 млрд в 2019
Также Акмолинская (в 7,3 раза — с 85,6 до 626,6 млрд) и Актюбинская области (4,9 раза — с 122,1 до 600 млрд).
В росте экспорта продукции обрабатывающей промышленности лидирует Кызылординская область (15,4 раза — с $7 млн в 2009 году до $110 млн в 2018). Далее Костанайская область (в 8,9 раз — с 26,3 до 234,9 млн), Нур-Султан (в 7,2 раза — с 165 до 1 183,6 млн долларов).
Некоторые регионы даже изменили исторически сложившуюся специализацию
Например, Костанайская область всегда считалась исключительно сельскохозяйственной, а теперь, как видно из приведенных выше данных, картина изменилась. Ранее местные промышленные предприятия производили в два раза меньше продукции, чем агропром. Теперь объемы выросли в пять раз и почти в два раза опережают сельское хозяйство.
Производство в обрабатывающей промышленности в 2019 — 628,3 млрд, в сельском хозяйстве – 338,4 млрд
Кроме того, по этому показателю удалось обойти и горнодобывающую промышленность.
Промышленность Казахстана растет вопреки мировым трендам
Растет и экспорт продукции. Например, в Алматинской области он увеличился в 2,2 раза, в Павлодарской — вдвое.
Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners, считает, что прошедшие две пятилетки были «экспериментальными». Эксперт отмечает, что процесс может и не быстро, но идет. Впрочем, 10 лет объективно недостаточно, чтобы избавиться от «ресурсного проклятия».
— Сильнее всего прогресс заметен в металлургической промышленности и машиностроении, где объем производства вырос в 3 раза — до 10 и 1,1 трлн тенге соответственно. Большой прорыв произошел и в продуктовой сфере — она выросла в два раза — до 1,5 трлн. Точное количество созданных мест в этой сфере подсчитать достаточно сложно:
по разным оценкам, в ненефтегазовой отрасли прибавилось от 120 до 190 тыс. дополнительных мест
Важным показателем являются налоговые поступления: по обрабатывающей промышленности они выросли на целые 844 млрд, — сказал он.
Первый отечественный автомобиль был выпущен лишь в 2003 году
уже по итогам 2019 году в Казахстане было произведено 50 447 транспортных средств,
а всего в стране собирается около 170 моделей автомобилей 20 мировых брендов.
— При этом стоит ли активно продвигать идею по импортозамещению всех возможных товаров? Внутренний потенциал Казахстана не такой большой, как в Китае или США, поэтому
гораздо более целесообразным кажется ориентир на “бездонный” внешний рынок
и поддержка самых конкурентоспособных направлений экспорта, — сказал эксперт.
За минувшие две пятилетки было много ошибок, скандалов, но определенно присутствовали и положительные моменты.
— Преграды самые стандартные:
коррупция и недостаток квалифицированных кадров, которые предпочитали работать в более денежном нефтегазовом секторе
Ситуация меняется — поиск достойных проектов теперь включен в KPI руководителей регионов, а государственные инвестиции привлекают все больше мотивированных специалистов. Полученный опыт позволит внести коррективы в программы развития и значительно ускорить рост ненефтегазовой сферы в будущем, — резюмировал Джумекенов.
Токаев призвал ввести личную ответственность за преграды инвестированию
Сейчас время третьей пятилетка индустриализации – ГПИИР-3. Цель этого этапа — повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Для этого надо:
Республиканский бюджет выделит 780,8 млрд тенге. Это не считая частных инвестиций. Средства и другие инструменты стимулирования будут предоставляться 4 группам:
При этом сами предприятия должны в ответ принимать встречные обязательства.
Для каждой группы определены задачи: