В Алматы примут новые нормы водопотребления. К такому решению привели дебаты по поводу начисления странных долгов вместо расчетов строго по счетчику. В «Алматы Су» в потерях воды винят тех, кто не поставил счетчики, и устаревшие советские нормы потребления воды.
В начале февраля на отчетной встрече районного акима Алматы пенсионер Александр Пак обозвал ГКП «Алматы Су» мошенниками. А в доказательство раскрыл несколько схем по навешиванию на потребителей воды лишних сумм к оплате.
По мнению потребителя:
А все началось с того, что в феврале 2019 года ГКП «Алматы Су» изменил методику начислений. Если раньше неучтенные потери воды в домах оплачивали те, кто не имеет счетчики, сейчас эти деньги будут пропорционально делиться на всех собственников. В том числе и имеющих счетчики в квартирах.
Эти действия поставщика вызвали широкий резонанс. Потребители против, чтобы на них навешивали долги «за того парня». Что думают об этом в ГКП «Алматы Су», редакции медиапортала рассказал руководитель управления по обслуживанию потребителей Серик Шагиров.
— Аргументы господина Пака после его замечаний на отчетной встрече акима Ауэзовского района 5 февраля мы разбирали во время личного приема у нас, — сказал представитель «Алматы Су». — В квитанциях «Алсеко» у всех поставщиков, а не только у нас, есть две строки. Первая заполняется непосредственно потребителем на основании фактических показаний приборов учета.
— На ней единственной нельзя было остановиться, чтобы не возникало путаницы?
— По действующему законодательству, не менее одного раза в квартал поставщики коммунальных услуг должны сверять показания приборов учета. Для корректного выставления счетов у нас еще есть предполагаемое среднесуточное начисление. Оно связано не только с героем вашей прошлой публикации Паком.
В целом по Алматы 70% потребителей имеют счетчики в квартирах, у 30% их нет
Соответственно, есть отдельная графа, в которой мы выставляем счет по среднесуточному потреблению. Это для тех потребителей, которые самостоятельно не заполняют квитанции. Они могут учитывать наши данные.
Почему возникла такая ситуация? Мы обязаны ежемесячно выставлять счет-квитанцию для оплаты. Мы не можем выставлять нулевые показания. Даже несмотря на то что некоторые потребители не предоставляют нам доступ к счетчикам либо не дают нам их показания. Соответственно, мы выставляем предполагаемые среднесуточные показания.
— Вы что-то путаете. Когда потребитель оплачивает квитанцию, указывает и показания своих счетчиков!
— А если он должник?
— Так вы же выставляете среднесуточное потребление всем поголовно, а не только тем, кто не оплатил.
— Да, всем. И после того, как потребитель оплатил, его показания конвертируются в кубы, так что расхождений в квитанции у него нет. Наши среднесуточные показания фигурируют в квитанциях ровно до тех пор, пока контролеры не снимут показания счетчиков. Любому предприятию нужны конкретные цифры. И естественно, мы учитываем показания потребителя, пересчитываем их в кубы и не считаем его должником.
Под фактическим съемом показаний подразумевается не только фиксация нашим контролером. Учитывается любая фиксация, в том числе посредством единого номера WhatsApp
Там фотографии синхронизируются с базой данных. Есть мобильная версия личного кабинета. То есть много вариантов, как предоставить нам показания счетчиков.
Что произошло у пенсионера Александра Пака? У него шли расхождения в 5-6 кубах лишь по той причине, что мы долгое время не могли попасть к нему в квартиру, а сам он нам показания не передавал. Еще раз повторяю, никаких санкций по этой строке потребителю не выставляется — ни пени, ни тем более отключения от услуги.
— При этом потребитель находится в заблуждении, потому что из-за этой путаницы у него постоянно висит то переплата, то долг.
— Наша графа обнуляется после того, как контролер снимет показания.
— У нас в стране действует право собственности. И предоставлять непонятному физическому лицу доступ в квартиру желания мало. Ваши контролеры постоянно меняются. Это значит, что по моей квартире будет бегать полгорода. Сами подумайте, разве может быть какое-то доверие с учетом криминогенной обстановки и квартирными кражами?
— Есть такая проблема, да. Поэтому уже год у нас с тепловыми сетями единый контролер. Контролеры разделены по участкам, их данные есть в КСК. И вот по той причине, что потребители не хотят пускать контролеров в квартиры, для них действуют другие способы передачи данных. О них я уже рассказал. Например, сфотографировать счетчики и отправить фото нам в мессенджеры.
«Алматинцев заставляют переплачивать за воду» — пенсионер против «Алматы Су»
Несколько лет назад мы анонсировали большую программу в рамках автоматизации и цифровизации услуг.
Сейчас около 80% отдельно стоящих юридических лиц и примерно на 70% все госучреждения установили приборы учета с дистанционной передачей данных.
То есть у нас штат контролеров по юридическим лицам сократился. С 2016 года все жилые дома, введенные в эксплуатацию, контактируют с поставщиками дистанционно. Все впервые подключаемые частные дома тоже идут с диспетчеризацией. Она проходит в несколько этапов.
Охватить сразу всех потребителей мы не могли, поэтому сначала взялись за юридических лиц. Кстати, в многоквартирном секторе в последние годы счетчики устанавливаются с так называемой «проволокой», которая позволит в будущем подключиться к автоматической передаче данных. Но сейчас от системы контролеров мы отказаться не можем. Не весь город добросовестно оплачивает коммунальные услуги.
— Сколько у вас должников?
— Сейчас дебиторская
задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения составляет около 400 млн тенге
Из них 60% должно население, 40% — юридические лица. В количественном выражении сказать сложно, потому что в этих 400 млн тенге программа фиксирует даже долг в 1 тенге. Отмечу, что в целом 50 на 50 должниками числятся среди физлиц жильцы квартир и жители частного сектора.
— Вы сказали, что без счетчиков живут 30% горожан. Почему они их не ставят?
— По законодательству о естественных монополиях каждый потребитель обязан иметь индивидуальный прибор учета. Но этот же закон не устанавливает никаких санкций. То есть вроде обязан, но если не выполнит, за это ничего не будет.
По нашему анализу, счетчиков нет в многоквартирном секторе среди собственников, занимающихся незаконной коммерческой деятельностью — сдают квартиры в аренду. А в частном секторе несколько причин — это как незаконная сдача в аренду, так и в целом низкая дисциплина. Где-то 25% жителей многоквартирного сектора живут без счетчиков, а в частном секторе — около 40%.
Что мы можем сделать? Постоянно проверять. Но, как вы уже отметили, это нервирует людей. Второе — применять меры стимулирующего характера. Так называемые нормы потребления. В квартирах без счетчика потребитель оплачивает по норме, установленной для Алматы, 400 тенге за человека в месяц.
— Но в арендных квартирах прописан, как правило, один хозяин, а живут несколько квартиросъемщиков.
— Это уже другая проблема. И она усугубилась, когда в ноябре отменили электронные адресные справки. Домовые книги тоже отменили, а обещанную электронную так и не ввели.
И если брать официальную статистику, в городе прописаны около 2 млн человек. А у нас в базе недобор порядка 700 тысяч
Сведений по ним нет.
— Это те, кто задолжал, или у кого нет счетчиков?
— Пополам. Это касается многоквартирного сектора. А в частном секторе плата за одного человека по норме в среднем 250-280 тенге. В условиях, когда нет возможности заставить потребителей поставить счетчики, на первый план выходит экономическая составляющая.
Действующие нормы водопотребления не менялись в городе аж с 80-х годов прошлого столетия
И если говорить о частном секторе, в 80-х мало у кого вода была заведена в дом, не было туалета, душевой кабины, ванной.
Для сравнения, маленький домик с тремя сотками в микрорайоне Тастак и дом в микрорайоне Юбилейный платят нормы по воде практически одинаково. А разница есть. В первом случае потребление реально меньше, чем в двухэтажном особняке с несколькими санузлами, бассейном, баней и газоном.
Мы последние 2 года работаем над расчетами в целом, чтобы установить реальную норму потребления среднестатистического алматинца и одной квартиры.
— Кто будет ее утверждать?
— Антимонопольный орган. Есть несколько этапов. Так как мы являемся государственным предприятием, норма разрабатывается совместно с акиматом города. После подготовки расчеты выводятся на всеобщее обсуждение, проходят через экспертные советы и маслихат. Далее — в антимонопольный орган. Проведем публичные слушания, после этого норму утвердят.
Так что вскоре будем учитывать наличие или отсутствие бассейнов, бань, встроенной техники и количество санузлов
К сожалению, воровство воды и сокрытие водопотребления в городе существует.
— А много ли среди тех, кто должен или не имеет счетчиков, совсем беден или очень состоятелен? Вы мониторите имущественное положение должников? У кого-то может быть денег нет оплатить счета, а кто-то из принципа игнорирует.
— Если нет счетчика, а человек прописан в квартире один, он платит за воду 400 тенге в месяц. Вместе с канализацией — примерно 550 тенге. В частном секторе в целом, если нет счетчика, платят 500-600 тенге. Со счетчиком в среднем квартира платит 800-1200 тенге в месяц.
У нас количество должников большое, но нет громаднейших долгов. Те 400 млн тенге — это, условно говоря, недельное начисление за воду в городе
Плюс у нас достаточно социальный тариф по сравнению с другими городами страны. По квартирам может быть долг 10 тысяч, но это значит, что потребитель не платил целый год. Мерами воздействия на должников является блокирование канализационного отвода. Сейчас стало еще проще — претензионная работа через нотариусов по исполнительной надписи.
Есть проблемы с частным сектором, да. Вы верно заметили, что
есть энное количество потребителей, которые не платят не потому что у них денег денег. Они не платят, потому что не платят
Мы часто проводим рейды и часто находим нарушения схем водоснабжения. Ведь чем богаче потребитель, тем выше его потребности в воде и других ресурсах. У них и потребление выше, чем у остальных. А значит, есть и мотивы заниматься хищением воды или сокрытием реальных объемов водопотребления. В городе такая проблема существует в Медеуском и Бостандыкском районах. Мы приходим отключать должника от услуги, начинаем разбираться, а хозяин причитает, что просто забыл заплатить, какая ерунда.
Для тех потребителей, которые входят в разряд уязвимых, есть послабления. Им не выставляем пеню и даже иногда продлеваем долги. Среди пенсионеров и других социально уязвимых слоев населения у нас должников очень мало.
— Так именно, что старики, как правило, добросовестно платят по счетам.
— Естественно. Они оплачивают чеки, как только они приходят.
— Вы сказали, что большинство не имеющих счетчиков — это арендодатели квартир. А почему бы вам не объединиться с налоговиками, которые тоже заинтересованы вывести таких деятелей из тени?
— Я здесь 11 лет работаю, попыток решить эту проблему было много. Сейчас чтобы сдавать квартиру в аренду, не обязательно регистрировать ИП. Поэтому у налоговиков другое видение. Они неохотно идут с нами. Мы вместе с миграционной полицией делали несколько рейдов, чтобы узнать реальное количество арендодателей и квартиросъемщиков. Но к сожалению, пока эта объединенная работа никакого эффекта не дала. У всех своя миссия, им нет дела до проблем других.
— А почему эффекта нет? Двери не открывают, отсутствуют дома или почему?
— Все вместе. Во-первых, нет свободных сотрудников в контрольных органах, которые бы нам помогали. Это же не разовая акция, это нужно делать на постоянной основе. Надо ходить в выходные или вечером, когда людей можно застать дома. Никто ведь не сидит и не ждет, когда придет проверка из водоканала.
— Аналогично и ваших контролеров никто не сидит и не ждет.
— Они сейчас работают по субботам. С 10 до 20.00. Мы пытаемся как-то наладить эту работу в пределах действующего трудового законодательства . Даже предлагали КСК оплачивать их сотрудникам работу по съему показаний счетчиков. Но не вышло.
Теперь большая надежда на новое жилищное законодательство. В каждом доме будет председатель Объединения собственников имущества (ОСИ), который будет знать все квартиры наизусть. И тогда мы, скорее всего, перейдем на другие принципы работы. Так будет даже правильнее.
Как говорил господин Пак, есть такая ситуация, что в квитанциях в один день стоит переплата, а в другой день долг. Но это не проблема, так как тариф одинаковый для всех.
Теоретически можно за 100 кубов заплатить, а потом пару лет ими пользоваться и не заморачиваться совсем
У тепловых сетей ситуация немного другая. Тарифы разные. Поэтому там долги и переплаты реальные.
— Вы собираетесь учитывать общедомовое потребление и выставлять его к оплате помимо показаний счетчиков. Пак конкретно объяснил, что это совершенно нелогичные объяснения.
— Коммерческий недоучет есть, как и сокрытие реально проживающих людей. В прошлом месяце из 9 тысяч домов дисбаланс в показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета возник в чуть более чем 2,5 тыс. домов. В остальных все было нормально.
Почему возникает дисбаланс? Полив и воровство воды есть, как ни пытаться это отрицать. Для многоквартирного дома потери небольшие
Для микрорайонов, где 60-70 квартир в 4-5-этажных домах, это 2-3 тысячи тенге в месяц на весь дом. В 9-этажках — около 4 тысяч. В жилых комплексах побольше. Но это не критичные суммы.
— О каком воровстве речь? У всех стоят счетчики, доступ к подвалу только у КСК.
— Мы проанализировали природу образования дисбаланса. Самая распространенная — когда из общедомового стояка берут воду на общедомовые нужды — уборку подъездов, опрессовку сетей.
— Вы придрались к уборке подъездов, как будто там кубами расход идет. Эту воду уборщицам наливают жильцы подъездов.
— Я вас умоляю, вы контролера домой не пускаете, а будете ли открывать дверь и давать воду уборщицам подъезда? Уверяю, все эти расходы воды берутся из общедомового стояка. Он находится в подвале, на улице или в помещении, где стоят счетчики. Во всех домах по-разному.
— Опрессовка и промывка внутридомовых сетей тоже создает дисбаланс в показаниях счетчиков. Условно говоря, в квартире меняют трубы во время ремонта, воду из стояка спускают. Это потери.
Промывка системы теплоснабжения летом тоже идет из общедомового стояка. В старых домах часто возникают утечки из-за прорыва труб
Вкупе это все приводит к разнице. А по закону мы ее обязаны начислять. Иначе это ущерб госпредприятию.
И эта обязанность, кстати, возникла на вчера. Почему раньше не было общественного резонанса, весь дисбаланс оплачивали те, у кого нет приборов учета? Потом эту норму убрали как дискриминирующую. В июле 2019 года внесены изменения в законодательство о жалищной политике. Они гласят, что теперь дисбаланс солидарно пропорционально раскидывается на всех собственников многоквартирного дома.
Мы готовились к тому, что в обществе будет недовольство, получили от потребителей много конструктивных предложений. И оказалось, что
в Алматы энное количество КСК и управляющих компаний уже включили общедомовые траты воды в расходы на содержание жилья
Закон позволяет это делать, если на собрании одобрят собственники квартир.
— Я вас умоляю, у КСК не всегда хватает денег проводить аварийные работы, а вы говорите про потери воды.
— И тем не менее уже есть КСК, готовые оплачивать общедомовые траты воды. Ведь освещение подъездов оплачивается же из расходов на содержание жилья? Так же должны оплачиваться и общедомовые траты воды. При непрозрачной системе КСК, конечно, будут сложности. Но когда в каждом доме будет свой хозяин, это перестанет быть проблемой.