Удержатся ли традиционные ценности под напором глобализации?
Запад и юг Казахстана во взглядах на семейные ценности оказались более консервативными и склонными к соблюдению традиций. Там отрицательно относятся к межэтническим бракам, зато вполне лояльно — к ранним. Даже причины для создания семьи разнятся по географическому признаку. Зато восприятие гражданского брака отличается уже по возрастному.
Об этом говорится в национальном докладе «Казахстанские семьи — 2019».
В индустриально развитом мире завершается «второй демографический переход», к которому начали присоединяться и быстро развивающиеся страны. В их числе и Казахстан.
Первый демографический переход состоялся во второй половине ХХ века. Тогда
резко снизилась рождаемость, зато выросла ожидаемая продолжительность жизни
Второй демографический переход тоже обещает очень низкую рождаемость. Кроме того, возникнет больше новых типов союза и семьи. На первое место выходит большая индивидуальная свобода и самореализация.
Вместе с тем социологи говорят о более ответственном подходе к последствиям сексуальных отношений.
А также более высокой эффективностью планирования сроков появления потомства
Основные последствия второго демографического перехода, это:
Типы семей у нас довольно многообразны как по количественным, так и по качественным характеристикам. Во многом влияет место проживания.
Почти 80% семей состоят из 2–4 человек, из них подавляющее большинство в городе.
В 2018 году зарегистрировано 137 797 браков. В том числе в городской местности — 95 964, в сельской — 41 833.
Число разводов (распавшихся семей) в 2018 году составило 54 797. Из них в городе — 41 122, в селе — 13 675. Общий коэффициент разводов — 3.0.
В городе число разводов по отношению к заключенным бракам составило 42,9%, на селе — 32,7%
На семейную статистику влияет также внутренняя миграция.
Авторы доклада ссылаются на результаты социологических исследований, проведенных с июня по ноябрь 2019 г. во всех регионах и городах республиканского значения. Темой исследований стала семья в Казахстане.
Большинство респондентов на момент опроса состояли в официальном браке (65,7%).
— Новым для Казахстана феноменом является незарегистрированный религиозный брак, наличие второй жены «токал» и «гостевые браки», — утверждают социологи.
(При гостевом браке отношения регистрируются официально, но живут супруги раздельно — прим.).
72,9% респондентов считают, что брак обязательно следует регистрировать. Необязательно — 13,2%, для 13,7% не имеет значения.
Токал сегодня — это модная и сильная женщина — эксперт
Отношение респондентов к незарегистрированному браку преимущественно нейтральное (40,1%). У каждого третьего (34,9%) отрицательное, и только каждый шестой (15,2%) одобрил такую форму.
Отношение к сожительству до брака негативным оказалось у 41,3%. Одобрили 31,4%, 27,2% затруднились ответить на этот вопрос.
Положительно отнеслись к тому, что некоторые женщины сознательно рожают детей вне брака «для себя» — 20,3%. Нейтрально — 35,2%, отрицательно — 32,9%, затруднились с ответом — 11,6%. При этом
более лояльными оказались представители центрального, северного и восточного регионов, а на западе и юге больше негатива
Также разделились мнения и о межэтнических браках. На юге и западе к ним отнеслись отрицательно, а в центральном, восточном и северном регионах — с пониманием.
— В южном и в западном регионах Казахстана семья в основном рассматривается как функция продолжения рода. В центральном, восточном и в северных регионах к мотивам создания семьи добавляются экзистенциальные (смысл жизни, преодоление одиночества и др.), — подчеркивают социологи.
Респонденты из южных и западных регионов обозначили более ранний возраст женщин для замужества. Жители других областей считают, что сначала нужно получить образование и профессию.
«Пиковым» стал возраст 22–25 лет (38,9%), далее 18–21 год (30,0%) и 26–29 лет (16,3%).
В ранние браки чаще всего вступают в Мангистауской области (9,5% опрошенных в возрасте 16–17 лет). Больше всего респондентов, вступивших в брак после 35 лет, живут в Алматы.
— Заключение браков в начале и середине репродуктивного возраста указывает на достаточно высокий демографический потенциал. Более молодые супруги могут воспроизвести больше детей, — утверждают авторы исследования.
Авторы отмечают, что причин для разводов стало больше. Причем
акценты смещаются от материальных к психологическим
(вмешательство родственников, супружеская измена, неприятие ценностей (эгоизм, индивидуализм), аморальное поведение, семейное насилие и жестокость.
Кроме того, появился новый тренд — влияние социальных сетей и Интернета на кризис семейно-брачных отношений (27,8%) .
В демографической статистике выделяют бездетные, однодетные, малодетные (2 ребенка), среднедетные (3 ребенка), многодетные (от 4-х и более детей) семьи.
92% опрошенных считают обязательным фактором семьи наличие в ней детей,
3,5% полагают, что наличие детей «скорее не обязательно», и только 4,4% отрицают их необходимость.
83,6% респондентов имеют детей, 1,9% — ожидают первого ребенка.
52,9% респондентов готовились и 47,1% не готовились к появлению ребенка заранее.
Больше всего семей с одним ребенком в Нур-Султане, ВКО и Костанайской областях.
Тех, кто имеет 4 детей, больше всего в Туркестанской, Атырауской и Мангистауской областях.
Налицо тенденция к среднедетной семье. Преобладают семьи с 2 детьми — 32,3%, затем с одним — 25,6%. Семей с тремя детьми — 22,5%. Причем касается это и пар, которые только планируют завести потомство.
Однако больше всего (39,4%) вообще не планируют число детей заранее
— Оптимальное количество детей в семье, по мнению казахстанцев, задается волей свыше: «сколько Бог даст» — 32,7%, — утверждают авторы.
22,7% называют оптимальным троих детей, 16,3% — четверых, 16,2% — двух, 4,8% — одного ребенка. 7,5% считают, что семья не всегда означает рождение детей.
Отдельной темой стали трудности, возникшие после рождения ребенка. Они схожи во всех регионах, но различаются количественно.
Жилищные трудности чаще всего в г. Нур-Султан (38,5%), Костанайской (37,9%) и Жамбылской (33,3%) областях.
Финансовые трудности больше указывали опрошенные из Костанайской области (59,5%), Нур-Султана (51,6%) и Акмолинской области (46,9%).
На проблемы со здоровьем жаловались в Туркестанской области (41,8%), Шымкенте (36,4%) и Жамбылской области (35,2%).
— После рождения ребенка 2/3 семей сталкиваются с комплексом материально-финансовых (нехватка денег, отсутствие жилья) и физиологических (ухудшение здоровья) проблем, — подытожили социологи.
Всего у 34,3% опрошенных трудностей, связанных с рождением ребенка, не возникало
По мере подрастания детей появляются новые трудности. Начиная от устройства в дошкольные и образовательные учреждения и заканчивая сложностями в психологических отношениях.
Социологи сделали ряд выводов о казахстанской семье и демографии.
1. Большинство респондентов склоняются к среднедетной семье. У незначительной части респондентов нет стремления обзаводиться детьми, они не рассматривают их наличие как базовую стратегию семьи.
2. Рост разводов объясняется тем, что современные женщины все чаще не намерены терпеть неравные отношения в браке, насилие, безответственность супруга. Часто их экономический статус не уступает мужскому. Женщины решаются на развод, не драматизируя ситуацию.
3. Отношение к незарегистрированному браку — лояльное. Но есть опасения о рисках ущемления имущественных прав детей, если такой союз распадется.
4. По отношению к решению женщин родить вне брака выявились два противоположных лагеря. Поддержавшие в качестве аргументов упоминали невозможность создать брачный союз, возрастной барьер, подготовку к заботе в старости. Неприятие же связано с представлениями о статусе женщины в традиционной системе семейно-брачных отношений.
5. Брачный контракт пока не воспринимается как гарантия обеспечения равных имущественных прав в случае развода и в целом малозначим. Одной из причин называется отсутствие собственности.
6. Отношение к гражданскому браку в основном резко отрицательное в связи с традиционными ценностными мотивами о целомудрии девушки.
7. Средняя и старшая возрастная группа неодобрительно воспринимает влияние на молодежь западных ценностей. В частности, пропаганду свободных отношений, нетрадиционных форм брака, стремление к красивой и легкой жизни и так далее.