Современные токал в Казахстане чувствуют себя вольготно и уверенны в завтрашнем дне.
Гендерное неравенство, при котором женщины зарабатывают намного меньше, чем мужчины и по факту имеют меньше прав, подталкивают некоторых из них искать поддержку у состоятельных представителей сильной половины человечества.
А учитывая, что действительно состоятельных мужчин в Казахстане не так много, кому-то из женщин достается роль токал. Об этом говорит Зульфия Байсакова, руководитель «Союза кризисных центров». По ее словам, зачастую таким образом удается неплохо себя поддерживать.
— Замечу, что
в нашей стране можно часто встретить у мужчин игровую, алкогольную и наркотическую зависимость
Только в нашем кризисном центре 30% проживающих — жены наркоманов. Пока я не проанализировала эту статистику, не задумывалась, что наркомания такая большая проблема. Поэтому женщины решают стать вторыми и третьими неофициальными женами, в том числе чтобы обеспечить себе благополучную жизнь, а не быть несчастными рядом с зависимыми мужьями. Да, их роль, по сути, ублажать мужчин в определенное время — к примеру, по средам и пятницам.
Но за это они получают материальную поддержку и чувствуют себя экономически лучше. На них не ложится весь быт — собирать всех родственников перед праздниками, стирать рубашки, решать какие-то бытовые вопросы. Свободное время они проводят, как хотят, не обременяя себя ответственностью. Им удается держать себя в форме, одеваться с иголочки и реализовать свои творческие способности. Да и
завести ребенка, по мнению таких женщин, лучше от женатого человека, чем от мужчины, не способного обеспечить своему потомству достойного будущего
Такой вот прагматичный подход, — замечает Байсакова.
По ее наблюдениям, современная токал — это не забитая и униженная женщина, как это могло быть раньше.
Токал сегодня — это женщина, которая просчитывает все вперед на несколько ходов. Она хороший стратег, в некоторых случаях у нее даже есть любовник, о котором не догадывается ее содержатель. С ним она удовлетворяет свои сексуальные потребности, в случае если взрослый «агашка» не утоляет ее «аппетитов».
— Женщина-токал не чувствует себя ущербной. Я сама много знаю таких, которые себя весьма вольготно чувствуют в своем положении. Это один из наиболее распространенных типов токал. Конечно, есть «токалки», замученные неволей и невзгодами. Но таких становится все меньше, потому что образовательный уровень у наших женщин достаточно высок.
К тому же, мужчина, пожелавший завести вторую жену, обычно выбирает женщину с учетом ее интеллектуальных качеств, внешних данных и тех, которые смогут дать воспитание детям, если они в этих отношениях появятся. Так что как бы негативно мы не относились к токал, надо признать, что они живут вполне себе неплохо.
Если же мужчина с ней расстается, он нередко оставляет квартиру ей и ее внебрачному ребенку, рожденному от него. К тому же мужчины такого типа образованны и адекватны, поэтому расстаются цивилизованно и не позволяют себе поднять на женщину руку, — говорит Байсакова.
Если же рассматривать роль токал через призму религиозного экстремизма и исламизации, по словам эксперта, вырисовывается совершенно другая картина. И это уже другой тип «токалок».
— Печально, что
такая женщина за небольшие крохи, мотивируемая религиозными мотивами, соглашается быть пятой или даже седьмой женой,
— замечает Байсакова.
Какие мужчины заводят токал? Как правило этот человек хорошо зарабатывает, работая в госструктуре или частном бизнесе.
— Он умеет считать деньги, поэтому не заводит пять-семь жен одновременно, а вкладывается, помимо жены, в одну токал. Вообще,
наличие токал — это некая мода, появившаяся в Казахстане в 2000-х,
наряду с модой на большие кабинеты с кожаным креслом и секретарей модельной внешности. Богатые в нашей стране практически все имеют по второй-третьей жене. Иногда эти женщины даже общаются между собой. Потому что когда мужчины проводят встречи на высоком уровне, они зачастую приглашают с собой токалок. Так что те друг с другом знакомы, — считает Байсакова.
Что касается законной жены «токалодержателя», по ее мнению, это женщина в возрасте, которая смирилась с ситуацией.
— Рано или поздно она догадывается о существовании кого-то на стороне, но продолжает строить из себя счастливую женщину, делая вид, что ни о чем не догадывается. И чтобы не потерять роль главной супруги, продолжает выполнять роль хорошей гостеприимной хозяйки, встречающей всех родственников мужа.
Эпоха «токалок» в Казахстане еще впереди — психотерапевт
Потому что именно он определяет политику рода или кланов. Законная супруга понимает, что возраст играет против нее, поэтому старается себя не запускать. Как правило, она никогда не работала и вряд ли уже когда-либо будет. Потому что несмотря на наличие образования, навыков у ней нет — всю свою жизнь она посвятила воспитанию как минимум троих детей.
Она пользуется тем, что ее дети законнорожденные, и старается потихоньку переписывать на них имущество
Ведь если вдруг случится так, что супруг решит уйти от нее к «токалке», ей понадобится финансовая «подушка». А дети в любом случае не бросят мать, — отмечает Байсакова.
И все же Зульфия Байсакова считает, что в Казахстане тренд на токализацию в будущем спадет.
— Сегодня люди больше ценят каждую заработанную копейку и экономически просчитывают стратегию своего дальнейшего развития. Да и образовательный уровень повышается. Сегодняшнее молодое поколение не видит во всем этом смысла.
Тем более, что многие из них столкнулись с этим на примере собственных родителей
Да и зачем содержать кого-то, кого всем не покажешь, а познакомишь лишь с определенной аудиторией? Для многих амбиции играют весомую роль и вкладывать деньги в сомнительные мероприятия нынешнее поколение не готово. Так что у нас лет через 5-7 эта проблема постепенно уйдет. По крайней мере в массовом проявлении, — считает Байсакова.