Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
28
USD
413
0.00
EUR
466
0.00
RUB
5.79
0.00

Казахские имена: происхождение и антропонимика. Часть 1

5872
comode.kz

От редакции

Казахи придавали огромное значение имени человека и поэтому очень серьезно подходили к его выбору. Есть неподтвержденные данные, что исконно казахских имен насчитывается порядка 10 тысяч. Большая часть из них имеет древнетюркские корни.

Кроме того, встречаются заимствования и из других языков: арабского, монгольского, персидского, русского. Причем заимствованные имена подверглись значительным фонетическим изменениям. Как говорит автор книги «Есiмдер: сақтардан қазақтарға дейін», казахских имен, как звезд на небе.

Однако до сей поры если и были попытки составить полный сборник казахских имен, в том числе и забытых сегодня, они остались незавершенными. Что и попытался исправить Бердалы Оспан. Его

книга уникальна еще и тем, что рассказывает историю происхождения имен и объясняет сами принципы имянаречения,

которые во многом связаны с традициями и поверьями казахского народа.

Начало всех начал

Самой главной радостью для казахов всегда было и остается рождение ребенка. Поэтому новорожденный всегда воспринимается как начало всех начал.

Бар нәрсенің ләззаты,

Ата-ананың жаннаты,

Бұл дүниенің мұрасы,

Перзентіңнің ырасы, –

Рай этой жизни для родителей,

Весь смысл мира,

Вся сладость его –

Рождение ребенка твоего.

(Смысловой перевод автора статьи)

Так поэт Майлыходжа Султанходжаулы выразил стихами отношение казахов к детям.

Почему казахи вместе с именем получают еще и прозвище – традиция Лақап есім беру

В день рождения нового члена рода молодежь аула устраивала празднество, той, который называется шильдехана. Веселье длилось буквально от заката и до рассвета. Во здравие новорожденного звучали песни, матери посвящались хвалебные стихи, исполнялись кюи. Молодежь танцевала и состязалась в народных играх. В общем, радовались и веселилась от души.

Праздник мог длиться до трех дней, и это показатель, насколько важным и большим событием было рождение нового человека. Кстати, на этот той приглашалась только молодежь. Казахи верили, что своей энергетикой — пением, смехом, шутками и весельем — молодые способны защитить только что появившегося на этот свет малыша от влияния потусторонних сил.

Глубокий смысл в простом

Казахи считали, что от имени человека во многом зависит и его судьба, поэтому к этому вопросу подходили крайне серьезно. Этнограф Машхур-Жүсип Копейулы в книге «Қазақ шежіресі» (Казахская родословная) писал:

«Хан Уыз дал своим детям такие имена: Күн (солнце), Ай (луна), Жұлдыз (звезда), Көк (флора), Тау (гора), Теңіз (море)».

Казахи до сих пор придерживаются традиции нарекать детей, казалось бы, простым словом, но за каждым из них скрывается иносказательный глубокий смысл

Так, родившегося в начале месяца называют Айбас — что означает «начало месяца», но смысл этого имени — «Будь первым»;

Если ребенок родился под утро — Таңатар (ранее утро) – «будь лидером»;

Рожденный на рассвете — Күншығар (восход солнца) – «будь выше, лучше других»;

Родившийся на жайляу (летнее пастбище) – Жайлаубай – «будь богатым»;

Тот, кто родился на кыстау (зимовье), получал имя Қыстаубай – «будь богат живностью»;

Родившегося в кузек (время стрижки грив и укорачивании хвостов лошадей) называли Күзек – «живи в достатке».

То же касается и имен, которые дал своим детям Хан Уыз:

Күн (солнце) – «будь добр как солнце, дари тепло людям»,

Ай (луна) – «помогай людям как луна, которая освещает в ночи»,

Жұлдыз (звезда) – «будь красивой»,

Көк (флора) – «будь вечно молодым»,

Тау (гора) – «будь в мыслях и делах высоким, благородным, не мелочным»,

Теңіз (море) – «будь великим и широк душой».

И цветы, и оружие

Вот что пишет в своей книге «Қазақ отбасы» (Казахская семья) о традициях имянаречения Халел Арғынбаев:

«В понимании народа на девочек не действовали сглазы, поэтому для них выбирались самые красивые имена – небесный мир, красивые и мирные звери, дорогие камни, богатые ткани, редкие и нежные названия растений и прочее.

Например, Айман (небесная красавица), Шолпан (Венера), Жұлдыз (звезда), Алтынай (золотая луна), Күміс (серебро), Раушан (роза), Қызғалдақ (тюльпан), Құралай (сайга).

К выбору имени мальчика подходили более ответственно. Они получали имена предков, батыров и биев, акынов и жырау.

Но если в какой-либо семье дети постоянно умирали, вновь родившихся называли «плохими» именами – Малбағар (пасущий скот), Ұлтарақ (стелька), Тезек (кизяк) и др., надеясь, что смерти они не будут нужны.

Имена давались 

  • по месту рождения — Бұлақбай (родник), Көлбай (озеро);
  • по дням, месяцам — Қаңтарбай (январь), Дүйсембай (понедельник),
  • по названиям зверей и птиц — Арыстан (лев), Жолбарыс (тигр), Бүркіт (беркут);
  • по числу лет отца или деда — Елубай (пятьдесят), Алпысбай (шестьдесят), Сексенбай (восемьдесят);
  • чтобы дети были здоровыми и крепкими — Темірболат (булатная сталь), Шойынбай (чугун);
  • по названию оружия — Найзабай (копье), Қылышбек (сабля), Шоқпар (палица) и многие другие».

Компонент «бай» означает «богатый», «бек» – руководитель, крепкий.

Радуясь новому человеку, открывшему дверь в свою жизнь, казахи давали ребенку имя, веря, что он исполнит их мечты и желания. Через имя они как бы передавали свое послание будущему поколению с надеждой, что оно станет лучше, чем предыдущее. Вот почему имена выбирались так тщательно и с глубоким содержанием.

Гость в юрту — имя новорожденному

Уважение к старшим – основа бытия казахов. Поэтому в первую очередь дать имя младенцу просили уважаемых старейшин. Если же в это время в ауле гостил кто-либо из знаменитых музыкантов или поэтов, с этой просьбой обращались к нему.

Брат писателя Мухтара Ауэзова Ахмет в книге «Жас Мұхтар» (Юный Мухтар) вспоминает, как его брата нарек сам великий Абай.

«Стихи Абая продолжились песнями. Песни перешли в шильдехану – той в честь новорожденного. Во время пиршества Абай, наш дедушка и Кәрі апа («пожилая мама», так звали в ауле Динасиль, бабушку Мухтара Ауэзова – ред.) дали младенцу имя Мұхтар». Имя это на арабском означает «избранный».

И вправду, судьба избрала Мухтара Ауэзова для великих дел во имя народа. Он сделал очень многое, и переоценить его вклад в казахскую культуру невозможно. Был он и активным общественным деятелем. Например, именно Ауэзов заступился за великий киргизский эпос «Манас», когда нашлись те, кто назвал его антинародным и требовал вычеркнуть из литературного достояния.

Продолжение следует 

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter