Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Если бы платный въезд в Алматы ввели 10 лет назад, никто бы не возмутился — экономист

2821
платный въезд, источник: zr.ru

Одна из причин загазованного воздуха в Алматы — нескончаемый поток автотранспорта. Львиную долю составляют иногородние машины, многие из которых не соответствуют экостандартам и «коптят» воздух. Разговоры о создании платного въезда в город ведутся давно, но пока решительных действий предпринято так и не было.

Логика решения

Существует мнение, что платный въезд ограничивает конституционное право на свободу передвижения. Но при этом в Казахстане уже давно существуют такие зоны «ограниченного» конституционного права:

  • экопарки и природные парки, куда можно бесплатно войти пешком, но за авто придется заплатить;
  • платные дороги;
  • парковки аэропортов и иных объектов массового посещения.

Почему-то там мнимое нарушение конституционных прав никого не смущает. Здесь важно обратить внимание: конституция не гарантирует свободу перемещения именно на автомобиле. Никто не мешает тем, кто не желает платить сборы при въезде в город, пересесть на общественный транспорт.

Кстати, сравнить въезд в Алматы с посещением экопарка. Последние данные о плачевном состоянии воздуха в южной столице удручают. Если официально признать эти факты, почему бы и не признать город особым в экологическом отношении?

Мировой опыт

Платные въезды в города для снижения нагрузки и улучшения экоситуации давно действуют в ряде развитых стран для снижения нагрузки на экологию: 

Лондон — плата введена в 2003 году. Номер авто считывается камерами наблюдения. Оплачивается разовый въезд, есть система скидок.

Сан-Франциско — 6 долларов США для легковой машины и 42 – для тяжелого грузовика.

Стокгольм — действует с 2007 года по решению городского референдума. День стоит от 10–20 шведских крон (в зависимости от времени суток). Безлимитный тариф на день стоит 60 крон.

Милан — оплата введена в 2012 году. Стоимость разового въезда – 5 евро. Грузовикам въезд запрещен.

Юрмала — стоимость 2 евро. Оплатить можно в автоматах карточкой или наличными при подъезде к городу. 

Какую роль играют автомобили?

По мнению экономиста Рустема Жансеитова, подобный опыт следует внедрить и в Алматы, и в Нур-Султане. И хотя это полностью проблему смога не решит, однако улицы частично разгрузит.

— И хотя я придерживаюсь мнения, что

автотранспорт является лишь третьей по счету причиной загазованности после угольных ТЭЦ и частного сектора,

который отапливается углем, введение платного въезда мера нужная.

Борьба с региональными «бомбилами»

В город заезжают очень много тех, кто в нем постоянно не работают — всевозможные таксисты, «калымщики». Они колесят по дорогам, забивают места на парковках и «коптят» воздух. Таких, кстати, очень много, особенно сейчас, когда у всех упали доходы и нет нормальной работы.

Для таких и 100 тенге за въезд в город, возможно, будет препятствием. Вот пример: в аэропортах платные въезды на парковки, в итоге нередко можно увидеть, когда приличные с виду машины стоят до шлагбаума — экономят.

Думаю,

если бы платный въезд в города сделали лет десять назад, никто бы не противился — поворчали бы и привыкли

Потому что у всех тогда были более-менее нормальные доходы и 100-200 тенге в день не были столь ощутимы, как сейчас, — делится наблюдениями экономист.

Последствия нововведения

По словам Жансеитова, удачно была реализована идея платного въезда в Объединенных Арабских Эмиратах. Там на лобовом стекле автомобилей встроен чип, на въезде в город с него автоматически считывается информация.

Рустем Жансеитов, источник: Atameken Business Channel

Если человек не заплатил, ему приходит штраф. В Казахстане же ведение платного въезда хоть и сократит количество приезжих, но некоторых иногородних автомобилистов это не остановит.

— Наш народ на выдумки хитер: чтобы получить алматинские номера, люди начнут массово прописываться в городе

Учитывая, что у нас с пропиской все еще бардак, такое развитие событий вполне возможно. Чтобы идея с платным въездом прижилась, нужен порядок в этой в других сферах и нормально работающая электронная система E-Gov. В общем, должно быть правильное внедрение, — перечисляет он.

Новые центры тяжести

А в целом Жансеитов видит основной источник проблем в том, что все в Казахстане сконцентрировано в трех крупных городах — Алматы, Нур-Султане и Шымкенте.

— Все остальные — провинциальные города. Поэтому я всегда говорил и говорю: сделайте везде одинаковые «центры тяжести».

Чтобы народ не ломился в мегаполисы, везде должно быть достаточное бюджетирование, нормальное медицинское и любое другое обслуживание, а также нормальная работа

Если равномерно распределить всех по нашей территории, никаких текущих актуальных проблем не будет.

Если не на авто, то как?

— Это касается и автопотока. Платный въезд — мера, конечно, здравая, но это все же «затыкание дыр», — считает Жансеитов.

К тому же, по его словам, в мегаполисах нужно подробно изучить транспортные потоки.

— Если ежедневно они исчисляются десятками тысяч человек, которые катаются туда-сюда, стоит

внедрить междугородние электрички и выделенные линии BRT для общественного транспорта

А чтобы народ не возмущался по поводу платного въезда в город, нужно повышать уровень жизни населения, — заключает он.


Поддерживаете ли вы идею платного въезда в Алматы?

Всего проголосовало: 355

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter