Платный въезд в Алматы — мера здравая, но если и вводить это правило, оно не должно стать очередным «затыканием дыр».
Одна из причин загазованного воздуха в Алматы — нескончаемый поток автотранспорта. Львиную долю составляют иногородние машины, многие из которых не соответствуют экостандартам и «коптят» воздух. Разговоры о создании платного въезда в город ведутся давно, но пока решительных действий предпринято так и не было.
Существует мнение, что платный въезд ограничивает конституционное право на свободу передвижения. Но при этом в Казахстане уже давно существуют такие зоны «ограниченного» конституционного права:
Почему-то там мнимое нарушение конституционных прав никого не смущает. Здесь важно обратить внимание: конституция не гарантирует свободу перемещения именно на автомобиле. Никто не мешает тем, кто не желает платить сборы при въезде в город, пересесть на общественный транспорт.
Кстати, сравнить въезд в Алматы с посещением экопарка. Последние данные о плачевном состоянии воздуха в южной столице удручают. Если официально признать эти факты, почему бы и не признать город особым в экологическом отношении?
Платные въезды в города для снижения нагрузки и улучшения экоситуации давно действуют в ряде развитых стран для снижения нагрузки на экологию:
Лондон — плата введена в 2003 году. Номер авто считывается камерами наблюдения. Оплачивается разовый въезд, есть система скидок.
Сан-Франциско — 6 долларов США для легковой машины и 42 – для тяжелого грузовика.
Стокгольм — действует с 2007 года по решению городского референдума. День стоит от 10–20 шведских крон (в зависимости от времени суток). Безлимитный тариф на день стоит 60 крон.
Милан — оплата введена в 2012 году. Стоимость разового въезда – 5 евро. Грузовикам въезд запрещен.
Юрмала — стоимость 2 евро. Оплатить можно в автоматах карточкой или наличными при подъезде к городу.
По мнению экономиста Рустема Жансеитова, подобный опыт следует внедрить и в Алматы, и в Нур-Султане. И хотя это полностью проблему смога не решит, однако улицы частично разгрузит.
— И хотя я придерживаюсь мнения, что
автотранспорт является лишь третьей по счету причиной загазованности после угольных ТЭЦ и частного сектора,
который отапливается углем, введение платного въезда мера нужная.
В город заезжают очень много тех, кто в нем постоянно не работают — всевозможные таксисты, «калымщики». Они колесят по дорогам, забивают места на парковках и «коптят» воздух. Таких, кстати, очень много, особенно сейчас, когда у всех упали доходы и нет нормальной работы.
Для таких и 100 тенге за въезд в город, возможно, будет препятствием. Вот пример: в аэропортах платные въезды на парковки, в итоге нередко можно увидеть, когда приличные с виду машины стоят до шлагбаума — экономят.
Думаю,
если бы платный въезд в города сделали лет десять назад, никто бы не противился — поворчали бы и привыкли
Потому что у всех тогда были более-менее нормальные доходы и 100-200 тенге в день не были столь ощутимы, как сейчас, — делится наблюдениями экономист.
По словам Жансеитова, удачно была реализована идея платного въезда в Объединенных Арабских Эмиратах. Там на лобовом стекле автомобилей встроен чип, на въезде в город с него автоматически считывается информация.
Если человек не заплатил, ему приходит штраф. В Казахстане же ведение платного въезда хоть и сократит количество приезжих, но некоторых иногородних автомобилистов это не остановит.
— Наш народ на выдумки хитер: чтобы получить алматинские номера, люди начнут массово прописываться в городе
Учитывая, что у нас с пропиской все еще бардак, такое развитие событий вполне возможно. Чтобы идея с платным въездом прижилась, нужен порядок в этой в других сферах и нормально работающая электронная система E-Gov. В общем, должно быть правильное внедрение, — перечисляет он.
А в целом Жансеитов видит основной источник проблем в том, что все в Казахстане сконцентрировано в трех крупных городах — Алматы, Нур-Султане и Шымкенте.
— Все остальные — провинциальные города. Поэтому я всегда говорил и говорю: сделайте везде одинаковые «центры тяжести».
Чтобы народ не ломился в мегаполисы, везде должно быть достаточное бюджетирование, нормальное медицинское и любое другое обслуживание, а также нормальная работа
Если равномерно распределить всех по нашей территории, никаких текущих актуальных проблем не будет.
— Это касается и автопотока. Платный въезд — мера, конечно, здравая, но это все же «затыкание дыр», — считает Жансеитов.
К тому же, по его словам, в мегаполисах нужно подробно изучить транспортные потоки.
— Если ежедневно они исчисляются десятками тысяч человек, которые катаются туда-сюда, стоит
внедрить междугородние электрички и выделенные линии BRT для общественного транспорта
А чтобы народ не возмущался по поводу платного въезда в город, нужно повышать уровень жизни населения, — заключает он.