Главный эксперт программы китайских и азиатских исследований ИМЭП Антон Бугаенко оценил вероятные экономические последствия эпидемии коронавируса в КНР.
По мнению эксперта, первым следствием борьбы с вирусом станет транспортный коллапс. Следующей под удар попадает мировая туристическая индустрия. Все это обернется многомиллиардными потерями.
Аналитик обращает внимание, что в отличие от предыдущих эпидемий (2002 — атипичная пневмония, 2009 — свиной грипп, 2013 — птичий грипп), на этот раз китайские власти не стали скрывать масштаб. В век социальных сетей это в принципе не получится. Поэтому было принято решение о закрытии города Ухань, а чуть позже и всех крупных городов провинции Хубэй.
«Транспортный коллапс при изоляции Уханя был неизбежен даже в обычное время. В период Праздника Весны масштаб проблемы возрастает многократно. Уже сейчас очевидно, что следствием будет первое за многие десятилетия падение пассажирских перевозок внутри страны. Массовая миграция во время праздника для китайских транспортных компаний, и в первую очередь операторов высокоскоростных железнодорожных линий, всегда была «золотой неделей». Очевидно, можно ожидать многомиллиардных финансовых потерь», — убежден Антон Бугаенко.
Другим пострадавшим от карантина, что на первый взгляд не столь очевидно, станет туриндустрия. Причем речь идет не об отдельных странах, а о мире в целом. Начиная с туристической сферы в самом Китае, на которую приходится около 11% ВВП страны, и заканчивая популярными среди китайцев странами Юго-Восточной Азии, Европы и США.
По официальным данным из открытых источников,
в 2018 году китайские туристы совершили 149 млн поездок и оставили за рубежом $130 млрд
Значительную часть этих средств они потратили именно в период новогодних каникул. По размерам трат с этим периодом может сравниться только вторая «золотая неделя» — праздничные каникулы ко дню образования КНР (1 октября).
Учитывая очень короткие сроки отпусков (всего 1-2 недели), альтернативного времени для путешествий у китайцев практически нет. Поэтому, как отмечает эксперт, на всех основных направлениях китайского турпотока следует ожидать падение доходов туристической сферы.
«С этой точки зрения Казахстану за свою туристическую индустрию опасаться не стоит. Ведь турпоток из Китая к нам незначителен. После проведения ЭКСПО 2017, когда нашу страну посетили 95 тыс. китайских туристов, в следующем, 2018 году, Китай не вошел даже в первую пятерку стран. При этом количество китайских туристов сократилось до 51 тыс. человек. Конечно, в последние годы вырос транзитный поток граждан КНР, летящих в Европу. И сложностей стоит ожидать только в этом сегменте перевозок», — говорит Бугаенко.
Впрочем, резюмирует эксперт, основания для беспокойства невелики. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отказалась считать вспышку коронавируса в Ухане глобальной чрезвычайной ситуацией. А
радикальные действия китайских властей вызваны желанием предупредить увеличение масштабов эпидемии
«По мнению китайских ученых, эпидемия продлится до марта. По самым пессимистичным прогнозам — до мая. Пока количество заболевших не превышает показатели обычных эпидемий. Будет ли болезнь распространяться дальше, зависит от дальнейших действий китайских властей», — отметил спикер.