Динозавры могли передвигаться на передних ногах — ученые

Источник: dinosaurs.afly.ru

К такому выводу пришли американские палеонтологи, пишет РИА Новости. Завроподы, или ящероногие — группа гигантских четвероногих растительноядных динозавров,  включающая бронтозавров, брахиозавров и диплодоков — были крупнейшими животными из когда-либо обитавших на Земле.

У представителей этой группы были четыре толстые и мощные конечности, необходимые для того, чтобы поддерживать и переносить массивные тела.

Однако в 2007 году в штате Техас (США) были найдены загадочные следы крупных завроподов, передвигавшихся только на передних ногах. Отпечатки были обнаружены в известковом карьере формации Глен Роуз, сохранившей множество следов динозавров возрастом около 110 млн лет.

Их тщательно изучила команда палеонтологов из Университета Пердью и Музея естественных наук Хьюстона. Исследователи пришли к выводу, что это следы передних конечностей завроподов, хотя они и не смогли определить видовую принадлежность животных.

Всего были обнаружены три параллельные цепочки следов по несколько десятков отпечатков в каждой. Учитывая размер отпечатков — около 70 см в поперечнике — было понятно, что это был очень крупный представитель ящероногих. Перед исследователями встала задача объяснить парадоксальную находку, которая противоречила законам физиологии и физики.

Тогда ученые вспомнили о гипотезе Роланда Берда, американского палеонтолога, который в 1940 году обнаружил необычные следы динозавров в округе Бандера (штат Техас). Там тоже были отпечатки только передних конечностей. Берд предположил, что эти следы были оставлены завроподом во время «плавания» по поверхности неглубокого водоема, от дна которого он отталкивался передними ногами. Однако со временем появлялось все больше доказательств, что завроподы были сухопутными животными, и гипотеза Берда была признана несостоятельной.

Источник: R.T. Bakker / Ichnos, 2019

Отсутствие следов задних конечностей пытались объяснить тем, что на них приходилась незначительная масса тела, поэтому они оказывали меньшее давление на грунт. Действительно, рассчитав распределенную нагрузку на тело древнего животного, авторы пришли к выводу, что и при передвижении по суше на задние ноги динозавров-гигантов приходилась меньшая нагрузка, чем на передние.

Хотя следы в формации Глен Роуз отличаются от следов в округе Бандера, и там и там они были оставлены крупными ящероногими. Вероятно, представители этой группы четвероногих динозавров, проводивших большую часть времени на суше, любили иногда «поплавать» в воде, и их передние конечности оставили следы на донном осадке. Выбираясь по глинистому склону водоема на берег, они тоже, вероятно, пользовались передними ногами, считают исследователи.