Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему обучение детей с 6 лет не дало поколения вундеркиндов?

3098

Дети своим здоровьем и примером — как это бывает не часто, а всегда — доказали, что они ничего никому не должны. Ничего личного. Только физиология.

Dura Lex sed Lex

Детей, как вы помните, было решено приучать к грамоте не с семи, а с пяти лет. Делалось это для того, чтобы лучше подготовить их к школе. Однако затея, мягко говоря, провалилась. Мы спросили детского психолога Анастасию Стеблянко, с чем это было связано.

— Есть определенные законы работы психики

Почему, например, 30 лет назад в школу начинали определять с 7 лет? Дело в том, что в этом возрасте у детей формируется и набирает силу развитие волевых процессов. И именно в этом возрасте очень адекватно и правильно определить ребенка в структуру, где он сможет эти процессы успешно применять. Например, в школу.

Эффекта не будет

– Выходит, отдавать ребенка в пятилетнем возрасте при той системе образования, которая у нас сейчас есть, не совсем правильно. Почему?

– Причина одна: в этом возрасте

психоволевые процессы не набрали достаточную силу

Для того, чтобы ребенок мог учиться, ему приходится прилагать достаточно большие усилия. А если этих усилий не хватает, родители пускают в ход собственное давление. И именно это негативно влияет на психическое состояние детей.

То есть не само школьное образование как таковое, а именно давление, которое начинают оказывать взрослые. Те, которые находятся рядом.

 – Если исключить этот моральный фактор, дети с пяти лет вполне могут учиться грамоте?

– Нет. Такого эффекта, как если бы ребенок начал учиться в 7 лет, от начала обучения в пятилетнем возрасте не будет.

Трое из тысячи

– Что порекомендуете?

– Важно проходить не только интеллектуальную проверку готовности ребенка к школе. Например, в пять лет он на самом деле способен писать. Важно еще проходить и психологическое тестирование к школе.

А это значит,

проверять, насколько хорошо работают внимание и воля

Достаточно хорошо ли развита память? Может ли ребенок в своем возрасте пользоваться речью таким образом, чтобы это помогало ему учиться?

Важный момент. Есть дети-вундеркинды, которые действительно способны получать классическое образование, начиная с 5 лет. Это значит, что у них память, воля, внимание и мышление развиты, как у семилетних.

Но есть дети, которые, к сожалению, в полной степени не овладели своими способностями и к 9 годам. Вот таким очень важно помочь их доразвить. И еще такое пожелание: надо больше обращать внимание на психологическое состояние ребенка.

– Давайте уточним. Первых, которых вы назвали вундеркиндами, сколько? Скажем, из десяти?

– Точной статистики нет, но я бы сказала, что

так называемых вундеркиндов трое из тысячи

– А вторых, которые недоразвили волевые качества к девяти годам?

– Я бы сказала, столько же.

Мода на знания

Одно дело – психология. Но знание, как известно, сила, а ученье – свет. Возможно, педагоги вовсе не против, чтобы начинать учить детей с 5 лет. Но учителя оказались солидарны с медиками.

Мария Сергеевна Теплых, педагог начальных классов, рассказала, откуда подул когда-то ветер школьных перемен.

– Пошла мода готовить детей к школе

Но это совершенно не нужно! Дети приходят в школу учиться. Учитель все расскажет: про каждую букву, цифру и каждое число. Подготовленным детям неинтересно находиться в школе рядом с теми детьми, которые никуда не ходили. Потому что не было возможности. Либо здоровья не было. Причины могут быть разные.

Очень модно сейчас водить детей на всякие курсы-«развивайки». Там их пичкают ненужной информацией. Сейчас и сама программа начальной школы чем только не напичкана. Но это совершенно не надо.

Всему свое время

Почему не выросло гениальное поколение? Потому что, во-первых, это возрастная психология. У ребенка, в зависимости от возраста, есть определенное время на занятия и на игру. На отдых. Он не приспособлен к школе.

У меня в классе были пятилетние. Девочка посидела 10 минут, потом взяла свою куклу из рюкзака и говорит: «Пойдемте поиграем». Тут же и семилетние сидят. Сейчас тоже такая же каша в классах. Рядом с 7-8-летками учатся пятилетние. Кто будет лучше учиться? Естественно, тот ребенок, который уже созрел психологически.

Психологически созреть – это не значит знать буквы и цифры. Надо знать состав числа, уметь читать, уметь решать

Вот это уже более сознательный подход.

«Отказаться от школы с 5 лет было бы замечательно»

– А вам не кажется, что это просто было кому-то выгодно?

– Зарабатывание денег тоже было. Открывали свои развивающие центры. Кто-то ввел эту моду, и все ее подхватили: а что, мой ребенок хуже? Я тоже поведу его туда! Причем платят там немаленькие деньги.

– Если все вернуть школу строго с семи лет, лучше станет?

– Было бы замечательно! Не раньше, чем в семь лет. Пусть даже с восьми приходят. Возможно, в первые два-три месяца учебного года, то есть когда 7 лет исполняется до декабря.

У меня был случай. Лет 12 назад привела ко мне бабушка внучку. Крупненькая девочка. Ей шесть лет. Бабушка говорит: «Она в садике самая большая. Она умненькая. Мы подумали: может она пойдет в школу? Протестируйте ее, пожалуйста».

Помню, я взяла девочку за руку, повела в библиотеку. Она отвечала на все вопросы, все умела, все знала. Но она так грустно на меня смотрела! Я спросила: «Полина, а ты сама хочешь в школу?» Она говорит: «Нет, я хочу в садик. А в школу хочу на следующий год, а не сейчас». Я согласилась с мнением ребенка.

На следующий год она пришла ко мне в класс. Была отличницей. С отличием закончила школу. Все ей давалось легко. Потому что

всему свое время

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter