Раннее образование давно стало больше чем модой — это уже часть государственной системы образования. Внедряется оно давно и настойчиво — но где эффект? И если нет эффекта, так ли оно нужно?
Дети своим здоровьем и примером — как это бывает не часто, а всегда — доказали, что они ничего никому не должны. Ничего личного. Только физиология.
Детей, как вы помните, было решено приучать к грамоте не с семи, а с пяти лет. Делалось это для того, чтобы лучше подготовить их к школе. Однако затея, мягко говоря, провалилась. Мы спросили детского психолога Анастасию Стеблянко, с чем это было связано.
— Есть определенные законы работы психики
Почему, например, 30 лет назад в школу начинали определять с 7 лет? Дело в том, что в этом возрасте у детей формируется и набирает силу развитие волевых процессов. И именно в этом возрасте очень адекватно и правильно определить ребенка в структуру, где он сможет эти процессы успешно применять. Например, в школу.
– Выходит, отдавать ребенка в пятилетнем возрасте при той системе образования, которая у нас сейчас есть, не совсем правильно. Почему?
– Причина одна: в этом возрасте
психоволевые процессы не набрали достаточную силу
Для того, чтобы ребенок мог учиться, ему приходится прилагать достаточно большие усилия. А если этих усилий не хватает, родители пускают в ход собственное давление. И именно это негативно влияет на психическое состояние детей.
То есть не само школьное образование как таковое, а именно давление, которое начинают оказывать взрослые. Те, которые находятся рядом.
– Если исключить этот моральный фактор, дети с пяти лет вполне могут учиться грамоте?
– Нет. Такого эффекта, как если бы ребенок начал учиться в 7 лет, от начала обучения в пятилетнем возрасте не будет.
– Что порекомендуете?
– Важно проходить не только интеллектуальную проверку готовности ребенка к школе. Например, в пять лет он на самом деле способен писать. Важно еще проходить и психологическое тестирование к школе.
А это значит,
проверять, насколько хорошо работают внимание и воля
Достаточно хорошо ли развита память? Может ли ребенок в своем возрасте пользоваться речью таким образом, чтобы это помогало ему учиться?
Важный момент. Есть дети-вундеркинды, которые действительно способны получать классическое образование, начиная с 5 лет. Это значит, что у них память, воля, внимание и мышление развиты, как у семилетних.
Но есть дети, которые, к сожалению, в полной степени не овладели своими способностями и к 9 годам. Вот таким очень важно помочь их доразвить. И еще такое пожелание: надо больше обращать внимание на психологическое состояние ребенка.
– Давайте уточним. Первых, которых вы назвали вундеркиндами, сколько? Скажем, из десяти?
– Точной статистики нет, но я бы сказала, что
так называемых вундеркиндов трое из тысячи
– А вторых, которые недоразвили волевые качества к девяти годам?
– Я бы сказала, столько же.
Одно дело – психология. Но знание, как известно, сила, а ученье – свет. Возможно, педагоги вовсе не против, чтобы начинать учить детей с 5 лет. Но учителя оказались солидарны с медиками.
Мария Сергеевна Теплых, педагог начальных классов, рассказала, откуда подул когда-то ветер школьных перемен.
– Пошла мода готовить детей к школе
Но это совершенно не нужно! Дети приходят в школу учиться. Учитель все расскажет: про каждую букву, цифру и каждое число. Подготовленным детям неинтересно находиться в школе рядом с теми детьми, которые никуда не ходили. Потому что не было возможности. Либо здоровья не было. Причины могут быть разные.
Очень модно сейчас водить детей на всякие курсы-«развивайки». Там их пичкают ненужной информацией. Сейчас и сама программа начальной школы чем только не напичкана. Но это совершенно не надо.
Почему не выросло гениальное поколение? Потому что, во-первых, это возрастная психология. У ребенка, в зависимости от возраста, есть определенное время на занятия и на игру. На отдых. Он не приспособлен к школе.
У меня в классе были пятилетние. Девочка посидела 10 минут, потом взяла свою куклу из рюкзака и говорит: «Пойдемте поиграем». Тут же и семилетние сидят. Сейчас тоже такая же каша в классах. Рядом с 7-8-летками учатся пятилетние. Кто будет лучше учиться? Естественно, тот ребенок, который уже созрел психологически.
Психологически созреть – это не значит знать буквы и цифры. Надо знать состав числа, уметь читать, уметь решать
Вот это уже более сознательный подход.
– А вам не кажется, что это просто было кому-то выгодно?
– Зарабатывание денег тоже было. Открывали свои развивающие центры. Кто-то ввел эту моду, и все ее подхватили: а что, мой ребенок хуже? Я тоже поведу его туда! Причем платят там немаленькие деньги.
– Если все вернуть школу строго с семи лет, лучше станет?
– Было бы замечательно! Не раньше, чем в семь лет. Пусть даже с восьми приходят. Возможно, в первые два-три месяца учебного года, то есть когда 7 лет исполняется до декабря.
У меня был случай. Лет 12 назад привела ко мне бабушка внучку. Крупненькая девочка. Ей шесть лет. Бабушка говорит: «Она в садике самая большая. Она умненькая. Мы подумали: может она пойдет в школу? Протестируйте ее, пожалуйста».
Помню, я взяла девочку за руку, повела в библиотеку. Она отвечала на все вопросы, все умела, все знала. Но она так грустно на меня смотрела! Я спросила: «Полина, а ты сама хочешь в школу?» Она говорит: «Нет, я хочу в садик. А в школу хочу на следующий год, а не сейчас». Я согласилась с мнением ребенка.
На следующий год она пришла ко мне в класс. Была отличницей. С отличием закончила школу. Все ей давалось легко. Потому что
всему свое время