Например, стараются отказываться от пафосных мероприятий с огромным числом гостей.
Все больше соотечественников полагают, что нужно отказываться от пафосных свадеб и тоев. Особенно если взятые под них кредиты придется выплачивать несколько лет. Правда, пока таковых чуть больше половины, зато мнение окружающих все еще в большом почете. Об этом пишут авторы исследования «Ценности казахстанского общества в социологическом измерении».
Что касается жизни после свадьбы (то есть семейной), молодежь постепенно пересматривает свое отношение к ней. Около половины участников проведенного опроса поддержали традиционные устои, но примерно столько же предпочитают прогресс, как сами его понимают. В результате не только растет число гражданских браков, но появляются и новые виды.
Отдельную главу авторы посвятили семейным ценностям. Сейчас в мире происходят колоссальные изменения в разных сферах, включая институт семьи, брака и семейных отношений.
Например, все чаще обсуждают вопросы гендерной идентичности. В разных странах в социологических анкетах уже перестали пользоваться указанием двух традиционных полови. Бывает, респонденту предлагают самому вписать туда что-нибудь.
Демографические процессы нужно рассматривать через призму нацбезопасности — социолог
Меняется и отношение к рождению детей — некоторые семьи или пары не желают обременять себя потомством.
Все больше распространяются гражданские браки. Появляются новые формы:
и другие.
Все больше стран признают однополые браки с возможностью официально его оформить.
Все это приводит к трансформации института семьи, семейных ценностей, семейных традиций и установок
Поэтому отношение к традициям семейных ценностей в нашем обществе — вопрос достаточно важный.
Проведенный опрос показал, что у нашей молодежи традиционные устои сохраняются, но меняется само отношение к институту семьи,
формируются иные модели существования и формы выстраивания брачных отношений
Среди опрошенных молодых людей от 14 до 29 лет большинство желают завести полноценную семью (либо уже завели) – 82,5%. При этом мужчины и женщины почти в одинаковой пропорции.
Среди сельчан высказавшихся таким образом на 10% больше, чем городских (88,7% против 77,6%).
Далее эксперты рассмотрели статистику браков и разводов с 1990 года. Самый низкий уровень браков пришелся на 1997-2000 годы. Затем показатель увеличивается, но с 2014 года опять начал снижаться.
Исследователи ссылаются на данные городского суда г. Нур-Султан. Так, в 2017 году в столице зарегистрировано 11 756 семей. Расторгнуто 4 007 браков, из них по решениям судов – 3 325.
Также 4 132 заявления в суды на расторжение брака подали жены, мужья — только 763.
То есть в большинстве случаев инициаторами развода являются женщины
Истицы указывали на следующие причины:
Мужчины в большинстве отмечают отсутствие взаимопонимания с супругой, несходство характеров либо создание новой семьи.
Большинство участников опроса имеют опыт семейной жизни (77,5%). 59,3% — семейные на момент исследования, 9,3% разведены, 8,9% овдовели. Мужчины больше, чем женщины, находятся в брачных отношениях – 65,0% против 54,2%. Среди женщин больше разведенных и овдовевших (13,7% и 22,1% соответственно).
Респондентам задавали вопрос: «Что сегодня является самым важным для казахстанского общества?», предложив 23 варианта ответов.
Первыми тремя важными приоритетами стали «богатство/процветание», «борьба с коррупцией», «законность и порядок»
В первую десятку вошел ответ «крепкая семья» – этот пункт выбрали 20,5% респондентов.
Чаще всего о крепкой семье говорили респонденты от 30 до 40 лет (29%). У молодежи только в 23,2%. Также больше женщин, чем мужчин: 61% и 39% соответственно.
Кроме того,
с возрастом люди все больше склоняются к мнению, что семья должна быть не только крепкой, но и большой
Если в группе 18-29 лет так полагают только 62,3%, то среди возрастной когорты от 51-60 лет — 71,0%. Хотя от 61 лет и старше – 67,8%.
И большей частью семью ценят люди, уже находящиеся в браке, нежели холостяки (78% против 19,2%).
Также предлагали оценить 27 ценностных установок по семибалльной шкале. Из них шесть напрямую касались семьи и семейных ценностей:
Пять из шести ценностных установок получили наиболее высокие баллы: безопасность семьи – 6,54, уважение родителей и старших – 6,22, обязанности/долг перед семьей – 6,19, помощь ближнему – 6,14, общение с близкими друзьями, родственниками, коллегами – 6,11.
Национальные особенности среднего класса в Казахстане
Параметр «ответственность перед своим родом/жузом», который задавался только респондентам-казахам, набрал 5,93 балла из 7.
— Нужно отметить, что в казахской культуре семья – это не только родители, дети, бабушки и дедушки, но и близкие родственники, формирующие шежіре (семейное древо) и входящие в ру (род), жүз.
«Отбасы» (у/возле огня), «үйдін іші» (те, кто внутри дома), «жанұя» (жан – душа, ұя – гнездо) – слова, обозначающие в казахском языке семью, включают несколько понятий или определений, связанных как с хозяйственным укладом кочевого общества и почитания жилища, так и с многочисленными членами семьи, порой несколькими поколениями родственников, живущих вместе в одном доме, — говорится в исследовании.
Более 55% респондентов согласились со следующими высказываниями:
Больше 50% не согласны с позициями:
А вот сторонников и противников выражения «если традиции мешают прогрессу и развитию, от них надо отказываться» оказалось почти поровну — 45,9% и 45,1% (остальные 9% затруднились ответить).
— Результаты ответов показывают, что в обществе есть запрос на формирование новой модели поведения – ухода от «понтов». Отказ от проведения пышных мероприятий с большим количеством гостей и неготовности потратить все сбережения, влезть в долги, чтобы выглядеть достойно в глазах окружения, — отметили авторы.
В обществе все хуже относятся к традициях пафосных праздников, на которые берутся огромные кредиты
Нередко эти долги и приводят к разводам.
Тем не менее люди все так же продолжают обращать внимание на мнение окружающих.