Без четко оформившегося и многочисленного среднего класса Казахстану будет сложно модернизировать свою экономику.
Таково мнение известного отечественного социолога Бахытжамал Бектургановой, которое она изложила в статье на rezonans.kz.
Секрет социальной стабильности прост: каждый человек должен убедиться на опыте собственной жизни в том, что он имеет в своем государстве то, что ему причитается по заслугам. Ощущение собственной устроенности – источник веры в успех реформ.
Численный рост среднего класса – наглядный пример преуспевания большинства,
а значит и социальной справедливости осуществляемых преобразований, которые каждый казахстанец будет поддерживать, потому что в этом случае ему есть, что терять. Последнее обстоятельство – предпосылка устойчивости и стабильности внутриполитической ситуации.
Во все времена средний класс знал, чего хотел: достатка и стабильности. Если общественный порядок отвечал его интересам – он защищал его и приумножал богатства страны. Если нет – он свергал его, отстаивая свои права. Историческое амплуа среднего класса определяется его решающей ролью как в истории прогресса, так и в истории насилия.
Стремясь изжить «пережитки социализма» мы вместе с ними пожертвовали и теми немногими его достояниями, которые отвечали критериям современной постиндустриальной эпохи. В итоге
остался невостребованным научно-образовательный, культурный потенциал страны –
главный канал пополнения среднего класса. А социальное неравенство получило архаичную трактовку как признак прихода капитализма.
Трудом среднего класса создавалось богатство мира. Именно он возглавлял «крестовый поход» за инвестициями и качеством жизни в странах Западной Европы. Сейчас в Казахстане средний класс едва обеспечивает свое существование.
При отсутствии сильного и многочисленного среднего класса Казахстан не сможет обеспечить скачок от энерго- к наукоемкому производству (основной сфере занятости среднего класса). Сегодня требуется «перемонтаж» отношений государства и общества. Суть его состоит в переоценке этатистских функций государства и их рационализации в практике управления. Видимо,
не следует спешить «скармливать» госпредприятия частному сектору экономики
Большинство частных компаний зависит в отношении поставок, ресурсов, спроса на продукцию от здорового госсектора. Его выживание может стать тем фактором, который позволит обеспечить подъем частного предпринимательства и на его основе восхождение казахстанского среднего класса.
Перенос центра тяжести управленческих решений в сторону поддержки экономических корпораций в нынешних условиях имеет особое значение. Представляется, что трудовые корпорации смогут стать тем тиглем, с помощью которого можно будет получить «сплав» труда и капитала. Государственное вмешательство в экономику может быть эффективным, если удастся оздоровить госсектор и повысить стандарт функционирования и уровень вложений бизнеса в социальную сферу и экономику в обмен на его поддержку.
Средний класс Казахстана не уступает западному по двум параметрам: уровню образования и квалификации
В остальном, что касается собственности, дохода, потребления, статуса он не отвечает классическому западному понятию среднего класса. «Новоиспеченные» выходцы из советского среднего класса не знают, что их западные собратья по классу впитывают с молоком матери: гордости от принадлежности к преуспевающему классу, чьи ценности и нормы жизни воспринимаются как общественные достояния.
Появление среднего класса в классическом понимании начинается с того момента, когда его представители воспринимают личную судьбу и преуспевание как нераздельно единое с судьбой и преуспеванием своей страны. Поэтому средний класс – это не столько социологическое, сколько цивилизационное понятие.
Говоря о среднем классе, имеют ввиду общество – класс, осуществляющее конституционное правление над экономикой
Западный средний класс шел к своему цивилизационному качеству путем сокращения удельного веса традиционной составляющей (МСБ) и увеличения армии наемного труда за счет пополнения высших категорий служащих, специалистов, менеджеров. Такой путь формирования среднего класса отвечает и специфике Казахстана.
Западный средний класс в его современном звучании – это в основном высокооплачиваемые наемные работники
С началом реформ в республике появились среднеобеспеченные люди (по западным меркам), но их немного и они неоднородны по своему составу. Среднеобеспеченных же по казахстанским меркам сейчас немало, но они не образуют класса. Его появление будет зависеть от оптимизации «правил игры» со стороны государства.
Можно ли ускорить формирование казахстанского среднего класса? При ответе на этот вопрос нужно исходить из наличной действительности. Последняя такова, что на нашем рынке массовый предприниматель так и не появился. «Челнок» или «самозанятый» — наиболее типичные представители массового предпринимательства. Это занятие без названия, безымянное.
Масса самозанятых, занимающихся извозом и торговлей поневоле – это среда, затронутая безработицей и дисквалификацией.
Из самозанятых средний класс не рекрутируешь, тем более на подъем экономики
Так и получается, что предпринимательство у нас в зачаточном состоянии, а квалифицированный наемный труд на грани упадка. Сегодня средние заработки специалистов и деятелей культуры, образования, науки, здравоохранения, соцобеспечения являются самыми низкими в стране. А ведь именно они ответственны за тип людей, населяющих государство. Если эти сферы находятся в упадке и дисфункциональны, то никакое экономическое улучшение не принесет длительной и качественной модернизации общества. С изменением типа сознания и поведения изменится социальный порядок, а не наоборот.
Наивно ожидать быстрого подъема частного предпринимательства в условиях, когда большинство населения не имеет ни капитала, ни собственности, ни кредита. В Казахстане из-за высоких процентных ставок невозможно получить кредит на покупку недвижимости. Именно такой кредит на Западе считается инструментом выращивания среднего класса.
Судьба среднего класса в республике складывается очень непросто. Возможные потери его интеллектуальной составляющей могут увести казахстанское общество от заявленных целей модернизации.
В социуме сохраняется неустойчивое равновесие.
Общество расколото на pro и contra по идейным, политическим, экономическим, этноязыковым и конфессиональным линиям
Ориентиры стратегических целей до 2050 года очерчены президентом, но до сих пор не создан вектор согласованного движения к ним. Это говорит о том, что внутренняя политика в дефиците.
Форсайт большинства казахстанцев неопределенно-эсхатологический. Люди рисуют образ будущего страны, исходя из уже существующих тенденций. Экономика «велосипедная».
Кто не крутит педали, тот падает. Казахстанцы, конечно, крутят
Но как ни крути, гонка за скачущими ценами для большинства бесперспективна. Нужен внутриполитический форсайт для прорыва страны в качественно новое состояние стабильности и модернизации. Таким форсайтом может стать формирование среднего класса.
Индикатор модернизации – наличие разнообразной, сложной и взаимосвязанной экономики, доминантным признаком которой является средний класс. Однако что-то мне подсказывает, что объявленной президентом третьей модернизации будет недоставать этого доминантного признака. Значит
будет и четвертая модернизация. Лишь бы потом не сбиться со счета