Наблюдается грубая подделка фактов и цифр, начиная от причин и заканчивая масштабами бедствия.
Тема голода 30-х годов давно стала инструментом политической пропаганды. Причем в самом негативном смысле:
трагедию стараются использовать для разжигания ненависти между народами
В ход идут любые методы, включая откровенную ложь и фальсификацию.
Об этом пишет портал ИАЦ МГУ.
В Российской империи голодные годы наблюдались регулярно с промежутком всего в несколько лет.
Под именем собственным «Царь-голод» известен с 1891 года
После прихода к власти большевиков ситуация менялась крайне медленно, в том числе из-за последствий Первой мировой и Гражданской войн.
Возможно, во многом именно потому что 1932-33 и 1947 годы стали последними голодными годами, они так врезались в память жителей бывшего СССР. Если, конечно, не считать усилий пропагандистов, поставивших целью заострить внимание на катастрофах этих лет.
Тема голодомора стала методом политической борьбы — Султангалиев
Почему речь о пропаганде? Да потому что в 1932-33 годах голод был не только в СССР.
В своей монографии «1932-1933 годы: голодомор в Европе и Америке. 1992-2009 годы: геноцид в Украине» Елена Мазур и Николай Лативок приводят выдержки из европейских и американских газет,
свидетельствующие о миллионах голодающих и тысячах умерших от голода в Польше, Чехословакии, Румынии, Германии и даже США в те годы
Причем данные о «голодных» потерях 1932-33 годов в Соединенных Штатах до сих пор засекречены. Зато вовсю муссируются данные, подчас вымышленные, о трагедии тех лет в Советском Союзе.
Упоминание вымышленных данных о голоде 1932-33 годов отнюдь не голословно. Например, американские и политизированные украинские историки приводят цифры по жертвам голода на Украине от 3 до 15 млн человек. Но при составлении «Книги памяти жертв Голодомора» в нее были включены 882 510 имен людей, умерших даже не за период голода (октябрь 1932 – сентябрь 1933), а с 1 января 1932 по 31 декабря 1933.
При этом, как отмечает украинский политолог и публицист Владимир Корнилов, среди причин их смертей указаны и следующие: «попал под автомобиль», «упал с крыши», «умер от пьянства», «погиб в шахте», «убило молнией» и т. п.
Ложью является и утверждение, что голод был рукотворным и направленным на уничтожение этнических украинцев.
Голод 1932-33 годов охватил сразу несколько регионов СССР. Это и Украина, и Поволжье, и Северный Кавказ, и Казахстан.
Ситуация с исследованием голода в Казахстане во многом перекликается с украинским положением дел в этом вопросе
Причем параллель прослеживается даже в источниках происхождения этих исследований. Например, цифру жертв голода 1932-33 гг., в зависимости от степени политической ангажированности, указывают от 1 до 1,84 млн человек. А профессор Х. Абжанов и вовсе говорит о «не менее трех миллионах».
Согласно переписи 1926 года, в СССР на тот момент проживало 3 968 289 этнических казахов. В 1939 году перепись показала наличие 3 100 949 этнических казахов. Но говорить, что 867 340 стали жертвами голода — подтасовка фактов. Во время голода, по данным портала «История Казахстана», с территории нынешней РК откочевали 1130 тыс. человек.
Зачем переписывают историю Советского Казахстана? — эксперты
Страдали от голода не только этнические казахи. На 1928 год доля Казахстана в общесоюзном производстве зерна достигала почти 9%, а в неурожайном 1932 упала до 3%.
Среди причин голода 1932-33 гг. были как объективные, так и субъективные. В качестве объективных следует назвать неблагоприятные погодные условия — стихийное бедствие в виде зимнего дождя при минусовой температуре. Снег в степи мгновенно покрылся ледяной коркой. Скот резал ноги и погибал от незаживающих ран и невозможности больными ногами добывать корм из-под снега.
В заключении комиссии Президиума Верховного Совета Республики Казахстан по изучению нормативных правовых актов, приведших к голоду во время коллективизации, указывается, что в 1932 г. в республике осталось всего 965 тыс. голов крупного рогатого скота из 6 509 тыс. в 1928 году. Из 18 566 тыс. овец в 1932 осталось только 1 386 тыс., из 3 516 тыс. лошадей – чуть больше 330 тысяч. Из 1 042 тыс. верблюдов – 63 тыс. голов.
Да, часть этого скота пустили под нож те, кто не сумел распорядиться новым имуществом в процессе «подтягивания бедняцко-батрацких хозяйств». Но
масштабы этого перераспределения собственности незначительны: около 85 тыс. из числа экспроприированных у баев 114 тыс.
К субъективным факторам следует отнести поведение властей на низшем, местном уровне. Ведь изымали зерно, реквизировали скот, давили на не желающих вступать в колхозы не чужаки, а свои кадры.
Речь не о Ф. Голощекине, вдохновлявшем «раскулачивание» в Казахстане. Политика коренизации, проводившаяся с 1920 года,
к 1929 г., когда был снят запрет на переселение в республику выходцев из европейской части СССР,
привела к уменьшению численности русского и украинского населения Казахстана на 700 тыс. человек.
В первой половине 1930-х казахи составляли 69% сотрудников райисполкомов и возглавляли 65% аулсоветов при 57,1% казахов в численности населения республики. Увы, но списки «коренизаторов» и наказанных государством виновников голода 1932-33 гг. практически дублируют друг друга.
Разумеется, число жертв страшного голода можно было бы сократить. Уже в начале 1932 года,
когда появились тревожные вести о надвигающемся неурожае на Украине, в Поволжье и на Кавказе,
советское правительство прекратило отгрузку зерна за границу и распорядилось о закупке продовольствия в Иране. Но масштабы катастрофы оказались такими, что не хватило и этих мер.
Практически еженедельно правительство и ЦК решали вопросы о продовольственной помощи голодающим регионам. В том числе и Казахстану. Только… не всегда эта помощь приходила вовремя и тем, кто действительно в ней нуждался.
В 1933 году прокуратура Казахстана завела более 800 уголовных дел по обвинениям в хищениях продовольственной помощи
или мошенничестве при её распределении и устройстве беженцев из районов, пострадавших от голода. До суда дошли почти 600 из них.
Осуждено было 1 800 человек, из которых 566 занимали должности в партийном и государственном аппарате
Развернувшаяся трагедия породила и примеры взаимопомощи. Как отмечает исследователь Дмитрий Верхотуров, продпомощь стала оказываться Казахстану в марте 1932 года.
Всего в 1932-1933 гг. в качестве продовольственной помощи Казахстану было отпущено более 3 млн пудов хлеба
Для предотвращения голода началась раздача скота. Из колхозов было роздано колхозникам в личные хозяйства 227 тыс. голов скота, из совхозов – 300 тыс. Почти все кочевые и полукочевые районы были освобождены от мясоналога. Эти меры прекратили распространение голода.
За 1933-1934 годы колхозникам и откочевщикам раздали еще 892 тыс. голов скота. Кроме того, в 1933 году было принято решение оставлять для нужд колхозников половину молока, получаемого в колхозных товарных фермах. Заодно колхозы освободили от хлебозаготовок на 1935-1936 годы, единоличников — на 1935 год, мясозаготовки сократили на 50% и на 1935 год освободили от сельхозналога.
Для Казахстана голод 1932-33 гг. стал последним в истории
На Украине, в Поволжье, на Урале он повторился еще раз, в 1947 году. В том числе из-за того, что основные сельскохозяйственные регионы оказались непригодны для выращивания сельхозпродукции. Люди просто боялись пахать землю, начиненную неразорвавшимися снарядами, минами и бомбами.
Но тот факт, что в Советском Союзе голод исчез как явление, говорит о том, что курс на коллективизацию был выбран правильно. И если бы не чудовищное стечение обстоятельств, возможно, нам не пришлось бы вспоминать об ужасе 1932-33 годов.
А у тех, кто,
спекулируя на этой трагедии, пытается вбить клин между народами бывшего СССР,
не было бы аргументов для их провокационной деятельности.