История может изменить сознание казахов. Но для этого нужно излагать ее только в позитивном ключе.
Сайт газеты «Жас Алаш» публикует отрывок из материала Канагата Жукешева «Метамарфоза власти», где он описывает, как казахская история влияет на сознание подрастающего поколения.
По мнению автора, патриотизм англичан — прямая заслуга правильного изложения истории, которая пропагандирует нужные ценности.
«Английская история состоит только из стремлений к прогрессу и ярких побед. У англичан есть социальный прогресс, прогрессивная культура, достижения в науке и технике и непрерывный подъем в течение тысячи лет. Только одним языком завоевывают мир. Все это повод гордости для рядовых англичан», — пишет он.
А про историю народа, пережившего колонизацию, такое не скажешь
«Учебники по казахской истории наполнены негативом. Авторы пишут: в социальной сфере — нищета и голод; в войне – поражение; в культуре – отставание; в политике – подчиненность; в праве — беззащитность… Если сказать коротко,
учебники состоят из депрессивных событий, которые способствуют упадническим настроениям,
а не наоборот», — сетует автор.
Позитивные моменты в казахской истории тоже есть. Но этого не хватает для поднятия духа подрастающего поколения. Академическая история должна быть свободна от идеологии, считает он.
Идеологизированная история — это на деле совокупность текстов, содержащих биографию вождя и нахваливания его действий
Конечно, освещаются и исторические события, имевшие место быть. Но во многом не учитывается, что в свое время вождь сам препятствовал этим событиям, что они были осуществлены давлением населения, инерцией развития, потоком. Главным субъектом в такой истории выступает не народ, а вождь. Идеологизированная история — это ложная история», — написал он.
«Со второй половины XX века ведущие ученые мира уделяют большое внимание вопросам написания ментальной истории. Ее особенность заключается в том, что любое историческое событие характеризуется менталитетом народа, участвующего в нем. Единственным субъектом ментальной истории является народ.
В ментальной истории все исторические столкновения, будь то победа или поражение, объясняются с точки зрения народного менталитета, мировоззрения
С помощью ментальной истории можно хорошо разглядеть причины социальной апатии массового сознания», — считает Жукешев.
В ментальной истории основное внимание уделяется причинам поражения, а не его описанию. Какие меры нужно предпринять, чтобы это не повторилось в будущем. Ментальная
история должна внедрить в казахское сознание, что мы борцы, что никогда не сдаемся
В исторических трудах сама трагедия должна быть изложена в оптимистическом характере. Гибель должна служить поднятию духа, переходить в торжество», — отмечает автор.
По мнению автора, учебники, повторяя негатив от одного события к другому, подготавливают массовое сознание к следующему негативу.
«В официальных изданиях истории можно встретить такие понятия, как «попали в колонию», «отобрали землю», «ограбили», «выгнали», «умирали от голода» и т. д.
Это неверная методика. После этого
массы на подсознательном уровне начинают подготовку к разрушению. От идеи «попали в колонию» возникает идея «кому еще попадем в колонию»
Иллюзия этой «идеи» по-прежнему сохранена в сознании казахов.
Постоянное повторение негатива характерно для рабов, которые не чувствуют себя гражданами, безвольным людям. Негатив — это угасание духа. Усердный народ должен стыдиться говорить такие слова, как «попали в колонию», «проиграли», — пишет Канагат Жукешев.
Также автор считает, что сегодняшняя тенденция уезжать за рубеж — это из той же оперы.
«В настоящее время, как и в годы голода и политических репрессий, проявляется идея отъезда на чужбину. В год десятки тысяч человек переезжают за рубеж.
Идея «по возможности убежать» лежит в сознании сотни тысяч людей
В прошлом веке открытые границы способствовали массовому побегу. Сейчас бегут умные, имеющие финансовые возможности. Это опасная тенденция для будущего общества.
Для казахов нужна история, которая будет учить не повторять былые ошибки, поднимающая дух и пропагандирующая победу», — написал Канагат Жукешев.